Россия приняла от Мексики председательство в G20. Наша страна обещает обеспечить выполнение ранее взятых «двадцаткой» обязательств и предложить новые подходы в работе организации и спасении глобальной экономики. Один из главных вопросов повестки дня – совершенствование мировой финансовой архитектуры.
Россия 1 декабря поднялась на капитанский мостик в «большой двадцатке». Эта организация – не «восьмерка», считающаяся эксклюзивным клубом Запада. G20 обладает большей легитимностью за счет более широкого представительства разных стран. Не говоря уже о ее экономическом потенциале: 90% глобального ВВП, 80% мировой торговли, 2/3 населения планеты.
Каждая страна всегда готовит приоритеты для председательства, обозначает темы, которые намерена выдвигать на первый план на протяжении всего года. Россия не исключение, и президент Владимир Путин уже обозначил основные направления нашего председательства. В специальном обращении он подчеркнул, что «главную задачу российского председательства мы видим в том, чтобы сконцентрировать усилия «двадцатки» на разработке мер, стимулирующих экономический рост и создание рабочих мест». Для этого, по словам главы государства, необходимы «стимулирование инвестиций, доверие и транспарентность на рынках, эффективное регулирование».
Именно с учетом этих приоритетов Россия намерена обсуждать все традиционные темы повестки G20, сказала вчера журналистам российский шерпа в «Группе двадцати», начальник Экспертного управления президента РФ Ксения Юдаева. Среди таких тем – состояние мировой экономики и реализация Рамочного соглашения по обеспечению уверенного и сбалансированного роста, содействие занятости, реформирование мировой валютной системы и системы финансового регулирования и надзора, стабильность глобальных энергетических рынков, содействие международному развитию, укрепление многосторонней торговли, противодействие коррупции.
В целом Юдаева назвала председательство России в G20 возможностью предложить партнерам содержательную повестку, направленную на решение проблем, которые волнуют все страны. Новыми темами для обсуждения по предложению России станут финансирование инвестиций как основа экономического роста и создания рабочих мест, а также модернизация национальных систем государственных заимствований и управления суверенным долгом.
Все вопросы крайне острые и актуальные, так что бурные дискуссии на саммите, который состоится 5–6 сентября в Санкт-Петербурге, гарантированы. Правда, опыт предшествующих встреч на высшем уровне – а их начиная с ноября 2008 года было семь – свидетельствует, что даже самая детальная и хорошо подготовленная повестка дня подвергается корректировке, если вспыхивает какой-либо новый кризис.
Сентябрьскому саммиту будет предшествовать множество встреч и консультаций с представителями бизнеса, гражданского общества, профсоюзами, экспертного сообщества и молодежи «двадцатки». Только переговоров министров финансов запланировано четыре. На проведение всех этих мероприятий будет выделено из федерального бюджета 5 млрд. руб., сообщил министр финансов Антон Силуанов.
Он отметил, что в период российского председательства в G20 в первую очередь будет рассматриваться ситуация в мировой экономике. Сейчас она меняется достаточно быстро, поэтому следует искать структурные меры для ее существенного улучшения. «Какой дать посыл, какой дать настрой инвесторам с тем, чтобы их доверие восстановилось, – это ключевые вопросы, которые будут обсуждаться в ходе нашего председательства», – сказал Силуанов.
По словам министра, еще год назад многие в рамках мероприятий G20 спорили, что важнее – бюджетная консолидация или экономический рост. «Говорилось: может быть, странам, которые имеют большие долги, не торопиться их сокращать, не торопиться выходить на низкие уровни дефицита; пусть лучше страны с развивающимися рынками, имеющие профицит платежного баланса и бюджета, увеличивают спрос, – рассказал он. – А за счет них можно было бы вытаскивать и мировую экономку».
В последнее время таких разговоров становится все меньше. Большинство стран с высоким уровнем государственного долга признают, что необходимо иметь программы его сокращения. Другое дело, могут ли лидеры этих стран такие программы провести в жизнь. Однако все понимают, что без сокращения долга никакого экономического роста быть не может.
Отвечая на вопрос «НГ», каким видится России совершенствование мировой финансовой архитектуры, Силуанов сказал, что на период нашего председательства придется решение вопроса о формуле расчета квот в Международном валютном фонде. Он напомнил, что этот вопрос должен был быть рассмотрен в 2012 году, однако по причине крайней сложности дискуссия по нему продолжится. Пока доля России в капитале МВФ составляет 2,8%, тогда как США – более 17%, стран ЕС – более 30%. «Показатель ВВП при распределении квот должен быть решающим. Это, на наш взгляд, было бы объективным», – заявил глава Минфина.
По его словам, с таким подходом изменения квот согласны страны БРИКС, США и ряд других членов G20. Но возражают европейские страны, особенно небольшие. «Если мы будем рассчитывать формулу по величине ВВП, то доля этих стран должна сократиться, – сказал Силуанов. – Поэтому остаются предложения о различных коэффициентах с тем, чтобы эта доля сильно не менялась. Наша задача – найти компромисс».
Он пояснил, что в настоящее время квоты в МВФ рассчитываются по сложной формуле, в которой помимо ВВП учитываются такие факторы, как открытость, изменчивость и др. «С одной стороны, это неплохо, но с другой – распределение сегодняшних квот МВФ не отвечает реалиям. Развивающиеся страны серьезно продвинулись, они уже не те, что были 5–10 лет назад. Поэтому естественно желание таких стран иметь больше влияния в МВФ, больше влияния на финансовую систему», – добавил он.
Кстати, фирменным знаком российского председательства станет саммит БРИКС, который запланирован в Санкт-Петербурге на полях общего мероприятия. Хотя БРИКС все еще не стал консолидированным центром принятия решений по глобальным вопросам, он уже обладает немалым пакетом многообещающих предложений по реорганизации ключевых международных, прежде всего финансово-экономических, институтов.