«Мастерская мира» все больше наращивает экспорт товаров и импорт сырья.
Фото Reuters
Китай стал ведущим торговым партнером 127 стран, обогнав Америку, на которую приходится основная доля торговли 76 государств. По мере роста доли КНР в мировой экономике увеличивается и ее политическое влияние. Китай теснит американцев и европейцев в строительстве и машиностроении в Азии, Африке и Латинской Америке.
Согласно исследованию агентства AP, Китай обошел США как торговый партнер большинства стран мира. Среди этих стран такие союзники Америки, как Южная Корея и Австралия.
Всего шесть лет назад картина была иной. США были самым крупным торговым партнером для 127 стран, а Китай – для 70. Но к прошлому году эти державы поменялись местами. Теперь Китай – основной партнер для 124 стран, а США – для 76.
Происходит самый крутой сдвиг в соотношении сил со времени Второй мировой войны. В результате меняется образ жизни и бизнес на огромных просторах – от Африки до штата Аризона, США. Фермеры засевают больше площадей соевыми бобами, чтобы продать их Китаю, школьники записываются на курсы китайского языка во многих странах.
Возвышение Китая как доминирующего торговца планеты ведет и к изменениям на политической сцене. Китайское влияние растет не только в Азии, Африке, но и в Латинской Америке, которая считалась раньше задним двором США. Как говорят лавочники, клиент всегда прав. Правительства слушают страны, которые покупают их товары. Угроза прекратить закупки – это одно из самых эффективных орудий дипломатии. Причем, как ожидают, доля Китая в мировом производстве и торговле будет расти на 8% в год в следующем десятилетии, далеко превосходя темпы роста США и Европы.
Происходящие изменения можно проиллюстрировать на примере южнокорейской компании ENA Industry, которую возглавляет Шин Чел Су. Он больше не связывает будущее с Америкой. Раньше Шин поставлял запчасти для американских автозаводов в течение 10 лет, но в этом году он перевез семью из Детройта домой, в Южную Корею и теперь будет продавать продукцию новой экономической сверхдержаве – Китаю. Ведь Китай еще в 2009 году обошел США, став самым большим рынком автомобилей в мире. Шин стал учить пекинский диалект китайского языка, то же самое делают его дети. «США – это тигр без силы. А Китай набирает мощь», – утверждает Шин.
В то же время торговля чем-то похожа на футбол, счет в игре – это баланс экспорта и импорта. При этом каждая сторона время от времени обвиняет противника в обмане. США и Китай – это и конкуренты, и партнеры. Друг без друга они не могут провести матч. И когда оба играют хорошо, это идет на пользу всей лиге. Конечно, игра ведется не на равных. Китай поставляет товары низового эшелона, а США конкурентоспособны на верхнем уровне рынка. К тому же хотя китайские компании инвестируют за границей и нанимают тысячи иностранных рабочих, они отстают от американской промышленности в создании глобальных альянсов и инновациях.
Конкурентным преимуществом Китая остается низкая цена рабочей силы и других компонентов стоимости товара. А США – это мировой центр инноваций в автопромышленности, аэрокосмической отрасли, компьютерах, медицине, вооружениях, финансах и фармацевтике. Китайцы пока не сделали такого автомобиля, который соответствовал бы экологическим стандартам США или Европы.
И все же «центр тяжести мировой экономики сместился на Восток», говорит министр финансов Колумбии Маурисио Карденас. Как и большинство стран Латинской Америки, Колумбия пока больше привязана к США. Но ее торговля с Китаем выросла с 2001 года в 10 раз и составляет теперь 2,5% ВВП Колумбии.
В определенном смысле рост присутствия Китая в мировой торговле означает восстановление исторической роли Срединного царства. Китай в течение столетий был самой большой экономикой до приблизительно 1800 года. Тогда промышленная революция вывела сначала Европу, а затем США на лидирующие позиции.
А начинала Поднебесная свое возвращение на глобальную сцену в 1990-х годах с производства дешевых товаров, таких как майки и игрушки. Сегодня китайский импорт нефти и других видов сырья вызвал бум в добывающих отраслях Азии, Африки и Латинской Америки. Китайский спрос на сталь для машиностроения и строительства рос так быстро, что его заводы теперь потребляют половину мировой добычи железной руды. Замбия, крупный производитель меди, «перешла на сторону Китая» в 2000 году, Австралия, экспортер угля и железной руды, – в 2005-м, Чили, еще один поставщик меди, – в 2009-м.
В то же время в Китай перенесли сборочные цеха Apple, Samsung, Nokia и другие электронные гиганты. В результате поставки из Китая мобильных телефонов, телевизоров с плоским экраном и компьютеров выросли за последнее десятилетие в семь раз, их цена составила почти 500 млрд. долл. В результате Китай превратился в главного заказчика высокотехнологичных компонентов из Южной Кореи и Малайзии.
Китай сейчас пробивается в область строительства и машиностроения в развивающихся странах, где прежде господствовали американские и европейские предприниматели. Так, в Алжире он вытеснил французских и немецких конкурентов и добился контракта ценой в 12 млрд. долл. на строительство магистрального шоссе и Большой мечети на 1,3 млрд.