Первый сбитый самолет растащили на сувениры.
Фото Reuters
В сирийском кризисе наступил поворотный момент, считают западные наблюдатели. Этому способствуют появление у противников Башара Асада эффективных средств ПВО, а также позиция США, которые сейчас изучают возможность более глубокого вмешательства в конфликт, в том числе путем прямых поставок оружия повстанцам.
Как пишет New York Times, в настоящее время администрация Барака Обамы рассматривает несколько вариантов. В первую очередь речь идет о размещении в Турции зенитно-ракетных комплексов (ЗРК) Patriot, о чем по линии НАТО официально просит Анкара. По официальной версии, они должны будут защитить Турцию в случае атаки со стороны Сирии с использованием оперативно-тактических ракет, оснащенных химическими боеголовками.
Напомним, ранее Дамаск заявлял, что применит химическое оружие только в случае внешней агрессии. На этом фоне возникает вопрос: не намерена ли Анкара начать военные действия после появления в ее распоряжении комплексов Patriot?
Натовские ЗРК могут сыграть также роль щита для повстанцев, действующих на севере Сирии. Хотя представители Госдепартамента подчеркивают, что трансграничное применение комплексов не предполагается, само наличие подобных систем на территории сопредельного государства может стать сдерживающим фактором для действий сирийской правительственной авиации. А значит, де-факто бесполетная зона появится.
В перспективе США могут решиться на более серьезные меры. В частности, на прямые поставки оружия сирийской оппозиции. Сейчас оппозиция получает стрелковое оружие, гранатометы и боеприпасы в основном благодаря усилиям Саудовской Аравии и Катара. При этом большая часть поставок достается исламистам, а вовсе не отрядам, связанным со светскими оппозиционными структурами, что вызывает тревогу на Западе.
Поэтому США рассматривают возможность направить в контролируемые оппозицией районы оперативников ЦРУ и спецслужб союзных стран, чтобы они отслеживали распределение военной помощи и налаживали взаимодействие с отрядами повстанцев.
Однако окончательное решение не принято. В Вашингтоне по-прежнему опасаются, что более глубокая вовлеченность в конфликт приведет к жертвам среди американцев и эскалации боевых действий. С другой стороны, союзники требуют от Белого дома более решительных действий, чтобы остановить кровопролитие и не допустить захвата сирийского химического оружия радикалами.
Впрочем, более активное американское вмешательство и даже комплексы Patriot могут и не понадобиться. По последним данным, в распоряжении противников Асада уже сейчас достаточно переносных ЗРК, частично поставленных из-за рубежа, частично – захваченных на складах правительственных войск.
Причем боевики стали использовать ПЗРК против правительственной авиации. В среду к северу от Алеппо был сбит МиГ-23 ВВС Сирии, а днем ранее – военный вертолет. Эксперты считают, что активное применение со стороны повстанцев ПЗРК может стать поворотным пунктом в войне, поскольку это снизит эффективность действий военной авиации. Пилоты будут вынуждены сбрасывать бомбы с большой высоты в ущерб точности, а от применения вертолетов вообще придется отказаться. Таким образом, Дамаск лишится возможности наносить удары по тылам оппозиционеров, и они смогут спокойно готовиться к новому наступлению.
Тем временем гражданская война грозит спровоцировать еще один раскол в сирийском обществе. Речь идет о назревающем этническом конфликте между арабами и курдами, составляющими около 10% населения Сирии. Сейчас в северо-восточных районах страны назревает противостояние между боевиками-исламистами, связанными с «Аль-Каидой», и курдским ополчением, которое получает подкрепление из соседнего Иракского Курдистана.