Китайская полиция будет обыскивать иностранные суда, которые зайдут в спорную акваторию, а потом изгонять их. Новые правила, вступающие в силу с 1 января, предусматривают также захват корабля. По мнению экспертов, напряженность в Южно-Китайском море нарастает, но до войны дело пока не дойдет.
Пекин предоставил пограничной полиции право высаживаться на иностранных судах, которые зайдут в спорные воды Южно-Китайского моря. Эти суда пограничники могут обыскать, взять под контроль или выпроводить из спорной зоны. Такое право предоставлено полиции острова Хайнань. Оно вступает в силу с 1 января 2013 года, передает агентство AFP.
В постановлении говорится, что к «незаконным действиям» иностранных судов относится остановка или сброс якоря, а также «ведение публичных кампаний, которые подвергают опасности национальную безопасность Китая».
В компетенцию провинции Хайнань входит надзор примерно за 2 млн. кв. км моря, то есть за территорией, куда входят острова Спратли. На эти острова полностью или частично претендуют также Вьетнам, Филиппины, Бруней, Малайзия и Тайвань. Южно-Китайское море содержит, как полагают, подводные кладовые углеводородов; кроме того, по нему проходят важнейшие маршруты международных судоходных линий.
В оправдание курса Пекина китайские специалисты ссылаются на Конвенцию ООН. «Прежде, когда иностранное судно нарушало конвенцию ООН, самое большее, что мог сделать китайский патруль, – это изгнать нарушителя из вод Китая. Новые правила дадут патрульной службе легальное основание выполнить свою работу», – объясняет профессор Университета Цинхуа в Пекине Ли Чжаоцзе. Китайцы время от времени задерживают рыбаков, в основном вьетнамских, но довольно скоро их отпускают.
Главный научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Яков Бергер только что вернулся из Вьетнама. В беседе с «НГ» он отметил, что «Южно-Китайское море все больше напоминает Ближневосточный регион. Напряженность нарастает, хотя до войны пока дело не дойдет. Китай проводит двойственную политику. С одной стороны, он наращивает давление на соседей. С другой – заманивает их выгодными предложениями сотрудничать в области экономики. Это относится и к Вьетнаму. Ведь он заинтересован в инвестициях и торговле с южными провинциями Китая».
Такая политика принесла плоды. Соседи Китая не смогли создать единый фронт против китайских притязаний. Пекин не собирается обсуждать спор со всеми его участниками сразу. Его позиция – говорить один на один. Более жесткий курс Китая связан, как представляется, и с внутриполитической обстановкой в КНР. Руководство страны не хочет показать, что проявляет слабину. То, что в конфликт косвенным образом втянуты США и Япония, тоже не позволяет надеяться на скорое его разрешение, заключил эксперт.
Ранее самое крупное государство Юго-Восточной Азии – Индонезия – старалось держаться в стороне. Но вчера министр иностранных дел Марти Наталегава нарушил молчание. Он высказался по поводу того, что Китай стал выдавать своим гражданам паспорта, на которых черточками спорные морские территории обозначены как китайские (см. «НГ» от 26.11.12).
Китай зондирует реакцию соседей. Но это не поможет разрядить ситуацию. Наоборот, то, что сделал Китай, может еще больше ее усугубить, сказал министр.