Бюджетный саммит Евросоюза потерпел фиаско. Руководители 27 государств и правительств провели в Брюсселе два дня впустую. Определить финансовый план сообщества на 2014–2020 годы им так и не удалось. В пятницу под занавес согласились лишь вернуться к проблеме без уточнения даты в начале 2013 года. Между тем уже сегодня в брюссельской повестке дня вновь значится Греция и замаячил Кипр, стучащийся в двери ЕС с просьбой о срочной помощи.
Картина разброда, продемонстрированная саммитом в Брюсселе, колоритна и многолика. Она не ограничивается противостоянием двух фронтов: стран – доноров бюджета ЕС и стран – получателей дотаций и ассигнований. Первые хотели бы его сократить, другие увеличить против завершающегося бюджетного семилетия на 5%. Притом в каждой из этих групп наблюдаются разнящиеся эгоистические приоритеты, а у некоторых раздвоение позиций.
Особенно жестко настаивали на сокращении расходов ЕС Великобритания, Нидерланды и Швеция. Германия, как крупнейший донор, разделяет их линию на сохранение скидок со взносов в общий бюджет. С другой стороны, она не прочь получать из нее деньги на развитие своих восточных земель. Поэтому Берлин симпатизирует и восточноевропейским странам во главе с Польшей, которые отвергают какое-либо ущемление финансового содействия ЕС структурным проектам в более бедных регионах. Наконец, Франция и Испания категорически против уменьшения фонда аграрных субвенций.
Главным возмутителем спокойствия вновь стал британский премьер Дэвид Кэмерон, имевший поручение палаты общин категорически добиваться серьезного уменьшения расходов. «Брюссель продолжает существовать словно в параллельной вселенной, – иронизировал он. – Пора институтам ЕС приспособиться к реальному миру». В целях экономии Кэмерон призвал урезать зарплату на 10% и ряд привилегий персонала ЕС. А это 44 тыс. чиновников. Плюс контрактники. Так что в целом почти 55 тыс. человек. На их содержание уходит до 6% бюджета. Но коллеги сочли это популизмом.
Перед ними был проект бюджета ЕС на 2014–2020 годы, и требовалось определиться с его основными параметрами, а уж потом постатейно. Президент Европейского совета Херман ван Ромпей предложил утвердить его объемом в 1008 млрд. евро. Против первоначального проект был сокращен на 81 млрд. Руководители ЕС убеждали, что это абсолютно взвешенный компромиссный вариант. По ходу дела они выражали готовность перекроить кое-какие расходные статьи. Например, за счет сокращений на науку и транспорт подбросить 10 млрд. бедным регионам, а также 8 млрд. на сельхоздотации.
Ведущие фигуры стараются смягчить удручающее впечатление от очередной неудачи. Президент Франции Франсуа Олланд называет состоявшийся саммит предварительным. Дэвид Кэмерон говорит, что верит «в достижимость хорошего результата». Канцлерин Ангела Меркель считает, что дискуссия была конструктивной и «выявила достаточный потенциал для согласия». По ее словам, драмы в отсутствии решения саммита нет и время на урегулирование проблемы есть.
Как скоро, однако, Комиссия ЕС сможет выработать новый компромиссный проект рамочного бюджета, однако, не известно. Нет и гарантии, что новогодний вариант удовлетворит все спорящие стороны.
В итоге же брюссельского конфуза на долговой кризис теперь накладывается еще бюджетный. Но неотложные дела не терпят. Прежде всего греческие. Министры финансов стран еврозоны возвращаются к ним в Брюсселе в этот понедельник. Афины надеются на выделение наконец очередного транша в 31,5 млрд. евро, без которого, как предупреждал премьер-министр Антонис Самарас, страну ждет дефолт. Еще миллиарды требуются при продлении греческих обязательств перед инвесторами на два года (см. «НГ» от 22.11.12).
Согласно слухам во вчерашних, воскресных европейских изданиях, вновь поднимается вопрос о радикальном сокращении греческих долгов. Чуть ли не пополам. За это ратуют ЕЦБ и МВФ, считая, что иначе Греции никак не стать на ноги к 2020 году. Против Берлин. Канцлерин Меркель опасается, что такая инициатива рискует не получить необходимого согласия в парламентских фракциях правящей коалиции.
Как сообщает информканал n-tv.de, в случае разногласий Афины опять может ждать разочарование. Член Комиссии ЕС по финансам Олли Рен счел в связи с этим полезным напомнить правительствам стран еврозоны о необходимости выполнять их политическое заверение спасти Грецию.
В срочную очередь на помощь встает и Кипр. Министр финансов Васос Шиарли обозначил необходимую островной республике сумму в 17,5 млрд. евро. Это близко ко всему годовому ВВП страны и много больше первоначальной заявки. Деньги требуются «здесь и сейчас» на ближайшие четыре года. Кипр теснейше повязан с Грецией, и его втянуло в аналогичные беды. И в те же торги с «тройкой», требующей и от Кипра под кредиты сокращения зарплат, приватизации госсобственности и т.д. Все это не может не добавлять неопределенности в общую ситуацию на поле ЕС. А заодно и сомнений в действенности антикризисного спасения.
В связи с этим немецкий Spiegel обращает внимание на выступление председателя Сбербанка Германа Грефа на конференции во Франкфурте-на-Майне. Приводится его мнение, что в нынешнем виде европейский валютный союз не имеет будущего: «В долгосрочном плане еврозону со всеми ее странами не спасти». Цитируя российского финансиста, журнал отмечает, что на точный прогноз он не решился.