Церемония освобождения заключенного тюрьмы в Баграме. Его сопровождает до ворот солдат.
Фото Reuters
Войска США останутся в Афганистане после 2014 года. Об этом заявил глава Пентагона Леон Панетта. При этом американцы не оставляют надежды договориться с «Талибаном». При посредничестве афганского Высшего совета мира налажен контакт с мятежниками. Чтобы побудить их к уступчивости, соседний Пакистан выпустил из тюрем несколько командиров, устраивавших нападения на силы коалиции. Вашингтон приветствовал этот примирительный жест.
Выступая в исследовательском центре «За новую американскую безопасность», министр обороны США Леон Панетта подтвердил, что и после декабря 2014 года, когда основные силы международной коалиции будут выведены из Афганистана, американцы сохранят там свое военное присутствие. Остается неясным, правда, какое конкретно число военнослужащих и баз сохранит в стране Вашингтон.
Эта тема стала в последние месяцы предметом закулисного торга между США и администрацией президента Афганистана Хамида Карзая. Карзай, стремясь завоевать доверие соотечественников, требует, чтобы союзники, в частности, передали под его контроль тюрьму в Баграме, под Кабулом, оборудованную американцами по последнему слову техники.
Как передала Washington Post, Карзай потребовал от своих помощников «афганизировать» тюрьму. В объявлении, распространенном на языке пушту, Карзай жалуется, что американцы все еще держат в заключении тех мятежников, которых он приказал освободить.
Это нарушает американо-афганское соглашение о широком стратегическом партнерстве, подписанное в мае двумя правительствами. Тогда стороны договорились, что заключенные будут переданы Кабулу. Но американцы недовольны тем, что они поймали примерно 50 террористов, а афганцы, видите ли, их выпускают.
Дауд Султанзой, бывший депутат афганского парламента, говорит, что Карзай «хочет показать себя патриотом». В то же время он отнюдь не желает, чтобы американцы полностью покинули страну. Его желание состоит в том, чтобы после 2014 года осталось до 20 тыс. американских солдат.
Вокруг окончательной договоренности на этот счет и возможного мирного урегулирования с талибами США, Афганистан, а также Пакистан, подобно шахматистам, ведут сложную игру сразу на нескольких досках. Пешками в этой игре стали командиры и религиозные авторитеты из числа талибов, попавшиеся в руки афганских и пакистанских властей.
Как сообщила пакистанская газета News, Исламабад выпустил из заключения несколько лидеров талибов. Среди них Анвар Хак Муджахид, который в 2001 году помог Усаме бен Ладену бежать из Тора Боры, района Афганистана, подвергавшегося интенсивным американским бомбардировкам.
Освобождению предшествовали встречи между пакистанскими чиновниками и посланцами афганского Высшего совета мира, созданного администрацией Карзая. Не менее знаменательно и то, что Вашингтон не замедлил одобрить решение Пакистана.
Значит ли это, что открываются перспективы долгожданного мирного урегулирования в Афганистане? С этим вопросом мы обратились к заместителю директора Института востоковедения РАН Вячеславу Белокреницкому.
«Попытки договориться с талибами предпринимаются не первый раз. Сейчас достигнута определенная степень согласования этого процесса между Кабулом, Исламабадом и международной коалицией», – отметил эксперт.
Пакистан имеет основание участвовать в этих контактах. Недаром командующий пакистанской армией встречался с афганскими генералами и представителями коалиции. Освобождение лидеров талибов было, очевидно, и результатом этих встреч. Правда, пока не решен вопрос о судьбе второго человека у талибов – Муллы Барадара.
«Есть две версии того, чем могут закончиться эти маневры. Одни аналитики считают, что после ухода основной части иностранных войск талибы будут привлечены к власти и удовлетворятся такой ситуацией. Тем более что такой итог войны подхлестнет национализм пуштунов, на которых опираются мятежники, – сказал профессор Белокреницкий. – Другая версия состоит в том, что талибов не устроит коалиция с противником. Они постараются использовать сложившееся положение в свою пользу и установить контроль над афганским государством».