Правоцентрист Жан-Луи Борлоо выиграл в результате раздоров в рядах наследников Саркози.
Фото Reuters
В главной оппозиционной партии Франции «Союз в поддержку народного движения» (СПНД) продолжается политическое землетрясение. Представители двух внутрипартийных течений – Жан-Франсуа Копе и Франсуа Фийон – возобновили холодную войну за председательский пост. Братоубийственный конфликт ослабил СПНД и ободрил его конкурентов на обоих флангах. Так, тысячи людей вступают в молодую правоцентристскую партию «Союз демократов и независимых» (СДН). Эксперты сравнивают происходящее с землетрясением, которое приведет к радикальным переменам во французском политическом ландшафте.
Скандал в СПНД разрастается. О поражении Франсуа Фийона на выборах председателя партии стало известно еще в понедельник вечером. Его обошел бывший до этого момента генеральным секретарем СПНД Жан-Франсуа Копе. Однако в среду Фийон неожиданно заявил о своей фактической победе с перевесом в 26 голосов. Он утверждает, что при подсчете не было учтено 1304 бюллетеня из трех заморских территорий Франции. В итоге Фийон потребовал учредить при партии кризисный комитет во главе с «переходным» председателем Аленом Жюппе, сославшись на то, что при столь спорных обстоятельствах говорить о безоговорочной победе одного из кандидатов нельзя. В противном случае он пригрозил обратиться в суд. Однако Копе исключил возможность создания «переходного правительства» как не предусмотренного внутренними регламентами партии.
Сложившаяся ситуация явно на руку противникам СПНД, прежде всего правящим социалистам, которые, кстати, и сами едва вышли из периода междоусобных войн. Политический обозреватель радио Europe1 Александр Кара считает, что даже в самых безумных снах Елисейский дворец не мог представить себе такой удачи, называя президента Франсуа Олланда главным среди тех, кто выиграл от сложившейся ситуации. Потирают руки и в Национальном фронте (НФ) Марин Ле Пен, наблюдая за тем, как раскалывается партия, зачастую воровавшая лозунги ультраправых. Теперь в НФ боятся только одного: «Есть риск того, что вернется Саркози, именно он представляет самую большую опасность».
Начал пожинать плоды братоубийственной войны в стане конкурентов и молодой правоцентристский «Союз демократов и независимых» Жана-Луи Борлоо. С начала перипетий в СПНД люди начали массово вступать в эту партию, число запросов утроилось. По сути, за считанные дни туда приняли несколько тысяч новых членов. Только в ночь на четверг ряды Борлоо пополнило более 1280 сторонников. Политик гордится тем, что в октябре был выбран председателем единогласно и что в его партии нет идеологических распрей. В среду в интервью Monde он заявил, что СПНД больше не может существовать как единая партия, и все попытки примирить правых радикалов, умеренных правых и правоцентристов тщетны.
Подтверждением слов Борлоо стало другое крайне тревожное для СПНД явление – дезертирство его членов-центристов в пользу СДН. В «Союз демократов и независимых» перебежали сенатор Парижа Шанталь Жуанно (еще в октябре) и бывший министр юстиции Пьер Меэнери (уже на фоне разгоревшегося скандала). Они заявили, что партия больше не отражает их политических убеждений. Меэнери предрекает, что со временем его примеру последуют многие, и пытается переманить за собой товарищей. Таким образом, СПНД, всегда считая своим главным противником Марин Ле Пен, так сильно «поправел», что отпугнул центристов, и Борлоо этим воспользовался, зажав конкурента между Сциллой и Харибдой, молотом и наковальней.
Директор Франко-российского экспертно-аналитического центра «Обсерво» Арно Дюбьен в интервью «НГ» рассказал, что главный, кто выиграл от раздора в СПНД, – это президент, действующая власть. Второй победитель – НФ. Что же касается Борлоо, то, по мнению эксперта, это еще не совсем оформившийся проект, значение которого не стоит переоценивать. Да, часть центристов уйдет из СПНД, но не все они переметнутся к Борлоо.
Дюбьен объяснил, что сейчас идет крайне важный процесс – идеологический раскол внутри СПНД. Он отражает расчленение правых на три исторические составляющие – правоцентристы, голлисты и НФ. «Все, что сейчас происходит, говорит в первую очередь о том, что СПНД с момента своего создания был искусственным проектом, – считает эксперт. – Существовало желание объединить всех правых под одним крылом, как в Германии, но при этом не была учтена идеологическая разнородность, которая имеет глубокие исторические корни. Правоцентристы, голлисты и либералы всегда имели собственные партии, под одной крышей они никогда не жили. Как результат, СПНД проиграл все выборы после президентской кампании 2007 года». Происходящее можно сравнить с землетрясением, после которого на правом фланге будет три силы – правоцентристский элемент, куда можно отнести не только Борлоо, но и другие партии, затем НФ, а посередине – то, что останется от СПНД, заключил эксперт.