Фото Reuters
Закончилась президентская избирательная кампания в США. Она была самой продолжительной, самой дорогой (2 млрд. долл.) и самой грязной (80% всей предвыборной агитации носило негативный характер – содержало обвинения в адрес оппонента). Президент Барак Обама смог добиться почти невозможного – переизбрания на второй срок, хотя в стране весьма тяжелая экономическая ситуация, огромная безработица, гигантский бюджетный дефицит. И скрытый расизм – против нынешнего хозяина Белого дома проголосовали почти 60% белых граждан. Зато Обаму поддержали 93% афроамериканцев, 73% выходцев из Азии и 71% избирателей-латиноамериканцев.
Еще лет 20 назад такой расклад голосов означал бы разгромное поражение кандидата Демократической партии. Но лицо Америки быстро меняется. Доля белых составляет ныне чуть больше 70% населения страны и к середине нынешнего столетия упадет до 50%.
Возможно, Барак Обама опередил свое время. Но процесс пошел. Если все президенты США до Обамы, за исключением Джона Кеннеди, были белыми англосаксами протестантского вероисповедания, то на этих выборах соревновались чернокожий протестант Обама и белый мормон Ромни, а оба кандидата в вице-президенты – Байден и Райан – прихожане Католической церкви. Недалек тот день, когда в числе претендентов окажутся и латиноамериканец, и индиец, и китаец.
Голоса избирателей раскололись почти поровну. Под знамена Республиканской партии собрался белый средний класс (52%), особенно пострадавший от финансово-экономического кризиса, семейные мужчины (60%), пенсионеры (56%), жители американской глубинки (59%), многие из которых – протестантские фундаменталисты (78%). Коалиция Обамы – горожане (62%), молодежь (60%), женщины (55%), бедняки (60%), представители расовых, этнических и сексуальных меньшинств, которые редко ходят в церковь, а то и вообще атеисты (70%).
Платформа Демократической партии – увеличение расходов на социальное обеспечение, образование, завершение войны в Афганистане, иммиграционная реформа и повышение налогов на богатых. Платформа республиканцев – сокращение налогов, урезание социальных расходов, увеличение военного бюджета, высылка нелегальных иммигрантов и полный запрет абортов. Ни в той, ни в другой партии почти не осталось центристов-прагматиков. Сегодня демократы – это леволиберальная партия, все больше напоминающая европейских социал-демократов. Республиканцы – правоконсервативная партия, похожая на европейских христиан-демократов.
Размывание политического центра привело к бескомпромиссной конфронтации двух партий, которые не могут договориться ни по одному вопросу. После нынешних выборов опять возникнет «разделенное правление». Демократы сохранят контроль над Белым домом и Сенатом, а республиканцы – над Палатой представителей.
В ближайшие недели Обаме надо договориться с Конгрессом, как избежать финансового провала. Если компромисса добиться опять не удастся, то в январе последует автоматический секвестр государственных расходов и резко повысятся налоги, поскольку истекает срок действия налоговых льгот, установленных при Буше-младшем.
Нет консенсуса и по вопросам внешней политики. В частности, республиканцы требовали отказа от «перезагрузки» и объявили Россию «геополитическим врагом номер один». Обама отверг такой подход. Его переизбрание означает, что преемственность политики Вашингтона в отношении Москвы сохранится. Обама может предложить новый компромисс по военно-стратегическим вопросам – ПРО и сокращениям ядерного оружия. Возможна и отмена поправки Джексона–Вэника. Но Конгресс примет Закон Магнитского. Останутся и острые расхождения по таким вопросам, как Сирия.
Отката к холодной войне не произойдет. Но и горячей дружбы ожидать трудно.