Портрет Великого кормчего все еще выставлен на главной площади Пекина.
Фото Reuters
В Пекин прибыли делегаты съезда Коммунистической партии, которому предстоит наметить планы развития страны и избрать новое руководство. Однако ответа на один вопрос нет. Решится ли оно исключить идеи Великого кормчего из устава? В Китае бурно растет капитализм, но заповеди Мао об эгалитарном обществе по-прежнему популярны в массах.
На пленуме ЦК КПК, закончившемся накануне съезда, принят проект поправок к уставу. Но коснутся ли эти поправки статуса Мао Цзэдуна, чье наследие остается пока одной из идеологических основ партии, – большой секрет. Раскрыт он будет только в ходе или по окончании заседания, проводимого обычно раз в пять лет.
КПК принялась демонтировать культ Мао в 1981 году, пять лет спустя после его смерти. Известный российский китаевед Юрий Галенович пишет: «Уход Мао окутан мистикой. Среди населения распространялись слухи о том, что воинская часть, которая его охраняла, получила свой номер 8341 далеко не случайно. Говорили, что этот номер можно расщепить на две части; при этом 83 означало число лет, которые он проживет, а 41 – годы, которые он будет единовластным руководителем». Действительно, Мао умер на 83-м году жизни, а у власти находился 41 год.
По словам Юрия Галеновича, «подчас возникает ощущение, что он еще не ушел окончательно… что его тень… приобретает некие зримые и грубые черты».
И вот сегодня комментаторы в Китае и за его пределами гадают, готова ли партия завершить работу по развенчанию Мао или она предпочтет действовать постепенно и осторожно.
Дискуссии среди наблюдателей идут параллельно с дебатами внутри КПК о том, как далеко стоит пойти по пути политической реформы.
В беседе с «НГ» профессор Института стран Азии и Африки МГУ Виля Гельбрас отметил, что нынешние лидеры подходят к этой теме прагматически, подобно тому, как сам Мао относился к марксизму-ленинизму. «Его еще перед седьмым съездом партии спросили: зачем нам марксизм-ленинизм? Мао Цзэдун ответил: нам это удобно, выгодно. Так и нынешнее руководство относится к наследию Мао. Русские отказались от Сталина, возникла куча проблем, с которыми они не могут справиться. Когда в верхах начинают полоскать вождей, это расшатывает стабильность в низах. Рядовые люди в тонкости не вникают. Поэтому нельзя отбрасывать вождей, с которыми совершалась революция», – сказал эксперт. Он подчеркнул, что идет торг между разными группировками, и трудно сказать, чем он закончится.
С точки зрения партийцев, настроенных критически, термин «идеи Мао Цзэдуна» давно лишен смысла. Ведь он звал к революции и коммунизму, а не к гармонии, как нынешние лидеры партии. Но приверженцы Мао доказывают, что его идеи укрепляют легитимность партии, что на их основе зиждутся руководящие принципы КПК.
Бой вокруг Мао обострился в связи с падением Бо Силая, руководителя коммунистов Чунцина (см. «НГ» от 07.11.12). Бо превратил Чунцин в центр, в котором на базе идей Мао проводился курс на создание общества, где о бедных больше заботятся, где главную роль в экономике играет государство.
Бо Силай прежде имел шансы войти в постоянный комитет политбюро, а сейчас его ждет скамья подсудимых. Это способствует тому, что сторонники идейного низложения вождя активизируются, предсказывает Ребекка Карл, профессор университета в Нью-Йорке.
В 1990-х годах к ошибкам Мао относили Культурную революцию и Большой скачок 1958–1961 годов, который привел к голоду. Впоследствии к проступкам вождя отнесли и коллективизацию 1950-х годов.
Тем не менее исход дебатов не ясен. Юрист Чжан Шичжи, который защищал жену Мао Цзэдуна во время суда над ней в 1980 году, сказал агентству Reuters: если лидеры партии «не способны правдиво оценить то, что произошло при Мао Цзэдуне, то они будут, как и раньше, связаны его идеями и не смогут избавиться от них».