Квалифицированные китайские специалисты все чаще покидают родину. Среди причин – коррупция и нажим бюрократии на творческий класс. Однако в последнее время на его настроения все больше влияет неуверенность в политической стабильности в стране.
Китай находится на пороге серьезных событий. Как уже писала «НГ», 8 ноября откроется съезд Коммунистической партии, после которого у руля управления государством станут лидеры нового, пятого поколения.
Что принесет грядущий день? На этот вопрос ищут ответы и представители креативного класса – квалифицированные профессионалы, предприниматели, добившиеся определенных позиций в современной экономике.
Дело в том, что многие из них не уверены в будущем. В 2010 году – последнем году, по которому есть статистика, – 508 тыс. китайцев переселились из Китая в 34 развитые страны, входящие в Организацию экономического сотрудничества и развития. По сравнению с 2000-м эта цифра выросла на 45%.
Особенно притягательными в глазах китайцев остаются США. В 2011 году там обосновалось 87 тыс. постоянных резидентов из Китая – на 70 тыс. больше, чем в предыдущем году. Китайские иммигранты подхлестывают бум в сфере недвижимости на Манхэттене в Нью-Йорке. Предприимчивые местные риелторы стали учить китайский язык.
В 2011 году выходцы из КНР получили вдвое больше, чем иммигранты из других государств, удостоверений green card, выдаваемых благодаря внесенным инвестициям. Чтобы получить такого типа разрешение на проживание в США, иностранец должен сделать капиталовложения на сумму не менее чем полмиллиона долларов.
Вот Чэнь Ко, одна из типичных представителей нынешнего класса иммигрантов. В 30 лет она сумела добиться того, о чем многие китайцы только могут мечтать, отмечает New York Times. У нее были квартира и хорошо оплачиваемая работа.
Но в октябре она села на самолет и улетела в Австралию, где никаких гарантий получить хорошее место нет. Как и десятки тысяч других китайцев, уезжающих каждый год, Чэнь побудило к отъезду ощущение того, что за границей она сможет жить лучше, чем дома.
Китай в последние годы добился огромных экономических достижений. Но женщина считает, что в Австралии обстановка более здоровая, хороший уровень социальных услуг и гарантированы свободы для людей любого вероисповедания. «В Китае испытываешь сильный стресс. Иногда мне приходилось работать в аудиторской фирме по 128 часов в неделю», – говорит Чэнь. Кроме того, она убеждена, что будет легче растить детей в духе христианских заповедей в Австралии, чем дома.
В беседе с «НГ» ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Александр Ларин отметил, что «слышал от российских бизнесменов, работавших в Китае, насколько проще там создать свое предприятие, чем у нас. Препятствий, бюрократических препон куда меньше. И все же там тоже есть коррупция, с ней справиться никак не удается». Для успешного ведения бизнеса и в Китае не мешает обзавестись нужными связями с властью.
«В Китае, в отличие от России, существует реальный спрос на инновации. Но разрыв между Китаем и Западом по-прежнему велик. На Западе творческому человеку лучше – вот какова подоплека эмиграции. Нужно учитывать момент политической нестабильности. Дело бывшего члена политбюро Бо Силая говорит о том, что в верхах идет борьба различных течений – консерваторов и реформаторов. Это вселяет в людей беспокойство, они не уверены в будущем», - сказал Ларин.
Конечно, Китай изменился. Свобода слова сравнительно велика. Люди могут высказывать свое мнение. Но в определенных рамках. Если коснулся чего-то опасного, твое послание в Интернете могут заблокировать. Часть руководства полагает, что людям нужно дать право «выпустить пар». Этим объясняются послабления. Но пойдет ли процесс либерализации дальше, сказать пока трудно, заключил эксперт.
Как считают американские исследователи, большинство китайских иммигрантов видит в иностранном паспорте своего рода страховку на случай худшего сценария дома.