Вэнь Цзябао скоро уступит место новому премьеру.
Фото Reuters
New York Times сообщила, что семья Вэнь Цзябао, главы правительства КНР, контролирует активы в 2,7 млрд. долл. МИД Китая заявил, что эта информация преследует цель очернить репутацию страны. Одновременно адвокаты в Гонконге указали, что «скрытых богатств» премьера не существует. Но газета утверждает, что данные об участии его родни в бизнесе спрятаны под названиями партнерств и инвестиционных механизмов, записанных на друзей и коллег по работе.
Накануне 18-го съезда Коммунистической партии, на котором должна произойти смена лидеров Поднебесной, ведущая американская газета опубликовала материал, бросающий тень на второе лицо в руководстве государства – премьер-министра Вэнь Цзябао.
На основе собственного расследования New York Times доказывает, что родня премьера, используя его имя и не ставя, очевидно, его самого в известность, взяла под контроль компании, стоимость которых равняется примерно 2,7 млрд. долл. Эти компании подвизаются в сфере сделок с недвижимостью, страхования, строительства, торговли драгоценными металлами и предметами роскоши.
В ответ МИД КНР и группа адвокатов в Гонконге выступили с категоричным опровержением. Они утверждают, что цель публикации – очернить Китай. В то же время сайт газеты на китайском языке был заблокирован, заблокированы и ссылки на ее материал в микроблогах в китайских социальных сетях.
Удар по Вэню был нанесен, что называется, без объявления войны. Ведь у него репутация самого верного сторонника политических реформ в политбюро КПК, решительного оппонента «леваков», призывающих восстановить порядки, царившие при Мао Цзэдуне. Когда случается землетрясение или другое бедствие, этот 70-летний политик часто приезжает на место трагедии. В прессе его называют «дедушкой Вэнем».
Однако из публикации вырисовывается картина того, как жена, сын, дочь, младший брат, используя имя главы правительства, сумели сколотить подобие бизнес-конгломерата и «стали исключительно богаты».
Мать премьера Ян Чжиюнь работала школьным учителем. Во время политических кампаний, начатых при Мао, отец ухаживал за свиньями. «Моя семья жила в крайней бедности», – вспоминал то время глава правительства.
Сейчас 90-летняя Ян далеко не бедная. Пять лет назад одна инвестиция на ее имя в компании финансовых услуг оценивалась в 120 млн. долл.
Как вдова скопила такое богатство и вообще знала ли она о холдингах, записанных на ее имя, неизвестно. Но случилось это после 1998 года, когда сын стал сначала вице-премьером, а потом премьером.
В стремительно растущей экономике Китая влияние государства и частное богатство часто сливаются друг с другом. И люди, которые имеют хорошие политические связи, выигрывают от того, что находятся в пунктах пересечения правительства и бизнеса.
Именно таким образом родственники Вэня получили доли в фирме по строительству вилл в Пекине, в шинной фабрике на севере страны, в компании, построившей некоторые стадионы в столице для Олимпиады, в том числе знаменитое «Птичье гнездо», в ведущей страховой компании «Пин Ань».
В частности, младший брат премьера получил правительственные контракты и субсидии более чем на 30 млн. долл. для создания сооружений по очистке использованной воды и медицинских отходов в некоторых крупнейших городах Китая.
Что касается компании «Пин Ань», то родственники, а также их друзья увеличили свое состояние благодаря тому, что вложились в фирму накануне первичного размещения акций.
Правила, установленные в Коммунистической партии, гласят, что высшие чиновники обязаны обнародовать сведения о своем имуществе и имуществе ближайших членов семьи. Но закон или правила не запрещают им осуществлять сделки или становиться крупными инвесторами. Акции матери Вэня в вышеупомянутой компании «Пин Ань» были оформлены на холдинговую компанию, зарегистрированную в Тяньцзине, родном городе премьер-министра.
«Среди высшего руководства нет ни одной семьи, которая бы не имела этой проблемы», – сказал коллега премьера по правительству.
Агентство Bloomberg в этой связи утверждало в июне, что якобы и большая семья Си Цзиньпина, будущего председателя КНР, накопила состояние на сотни миллионов долларов. С тех пор внутри страны доступ к сайту Bloomberg заблокирован.
Документы Госдепартамента США, опубликованные сайтом WikiLeaks, свидетельствуют: Вэнь возмущается деятельностью его семьи в бизнесе, но, вероятно, не может ничего поделать. Сам он, как показывают материалы расследования, не владеет крупными активами.