Германия купается в золоте. Ее государственный запас в драгоценном металле составляет 3396 тонн, являясь вторым в мире. В конце прошлого года его стоимость составляла 133 млрд. евро, а сейчас по мере вздорожания золота доросла до 143 млрд. Соответствующие сведения представлены бюджетному комитету Бундестага, который был впервые ознакомлен с докладом Федеральной счетной палаты о золотовалютных резервах страны и местах их хранения.
Счетная палата указала на существенные недостатки в учете золотого запаса. По ее мнению, необходима его регулярная инвентаризация. А это возможно только в сейфах Бундесбанка во Франкфурте-на-Майне, где хранится лишь менее трети запаса – 1036 тонн. В зарубежных же хранилищах владельца к собственному золоту не подпускают. Но как раз там помещена большая часть золота ФРГ.
Член правления Бундесбанка Карл-Людвиг Тиле уточнил, что золото частями находится в США, Великобритании и Франции. В частности, впервые подтверждено, что в эмиссионном банке ФРС в Нью-Йорке спрятаны 1536 тонн золота, или 45% немецкого запаса. Еще 450 тонн находятся в британском Центробанке в Лондоне и 374 тонны – в Национальном банке в Париже. Американцы и французы за хранение платы вроде бы не берут, а британцы взимают за каждый слиток и каждые сутки хранения 0,035 фунта.
В определенном смысле разброс немецкого золота является реликтом холодной войны. Телеканал ARD напоминает, что таким образом «в случае конфликта с Варшавским пактом золотовалютные резервы ФРГ должны были быть защищены от захвата Советским Союзом».
Но это далекое прошлое. А сейчас Федеральная счетная палата озабочена тем, что еще никогда Бундесбанк или независимые эксперты не были допущены к проверке находящихся в иностранных эмиссионных банках немецких золоторезервов «на реальное соответствие и вес». В докладе бюджетному комитету палата требует проведения на месте выборочных ревизий наличия слитков в Нью-Йорке, Лондоне и Париже.
Ранее на этом настаивали некоторые депутаты Бундестага. Они даже пытались получить доступ к хранилищам немецкого золота, но в Лондоне и Париже им было отказано.
Чтобы поладить с парламентом и хотя бы частично решить возникшую дилемму, Бундесбанк постановил наладить требуемую проверку в домашних условиях. С этой целью, сообщил Тиле, «мы будем в течение предстоящих трех лет привозить ежегодно из Нью-Йорка по 50 тонн золота в Германию». Тогда Бундесбанк получит возможность проверить и переплавить слитки по принятому в оптовой торговле стандарту – размеру, весу и пробе. Кроме того, парламентариям обещано, что Бундесбанк продолжит переговоры о своих правах контроля на месте в Нью-Йорке, Париже и Лондоне.
Но изымать оттуда немецкое золото намерений нет. Как считают во Франкфурте-на-Майне, весьма важно иметь запас в местах золототорговли, чтобы в случае необходимости в кратчайший срок использовать его в качестве валютного резерва. Правление Бундесбанка считает, что зарубежному хранению у партнеров доверять можно. Счетная палата полагает, однако, что контроль более чем уместен, поскольку это касается «высокой стоимости золотого запаса».