На сей раз разногласий у «дуэлянтов» почти не наблюдалось.
Фото Reuters
Президент США Барак Обама и его соперник на президентских выборах республиканец Митт Ромни провели в понедельник завершающий, третий раунд предвыборных теледебатов. Более активен был Обама, и ему опрошенные телезрители присудили победу. Однако успех президента был весьма относительным, так как по ряду вопросов позиции соперников оказались схожими, различаясь только по тональности и стилю.
Встреча перед телекамерами в университетской аудитории города Бока-Ратон в штате Флорида была третьим раундом президентских дебатов – через две недели состоятся выборы. Для обоих их участников это был последний шанс повлиять на ход предвыборной борьбы в условиях, когда и тот, и другой имеют примерно одинаковые рейтинги популярности среди избирателей.
Главной темой этого раунда стали вопросы внешней политики – сфера, где Обама как действующий президент уже имеет большой опыт и определенные достижения. А Ромни таким опытом не обладает, его «достижения» сводятся к серии громогласных заявлений с критикой внешнеполитического курса Обамы и обещаниям «восстановить мощь и лидерство Америки в мире».
На протяжении практически всей избирательной кампании Обама заметно – на 12 пунктов – опережал Ромни по показателю одобрения населением его внешнеполитических подходов. Однако в последние недели этот показатель снизился до сравнительно небольшой разницы в 3%. Это в значительной степени было вызвано нападением джихадистов в Ливии на диппредставительство США, приведшим к гибели американского посла.
Ромни неоднократно обвинял Обаму в неспособности обеспечить безопасность американских учреждений за рубежом и одолеть «Аль-Каиду» и тем самым эффективно добивался снижения рейтингов соперника. Однако в ходе второго тура теледебатов он сам поскользнулся на этой теме, безосновательно обвинив Обаму в том, что ему «понадобилось две недели, чтобы назвать это терактом». После этого Ромни стал вести себя осторожнее и старался избегать фактических ошибок.
С самого начала последних дебатов Обама бросился в атаку. Он «давал отпор» Ромни еще до того, как соперник успевал высказать ту или иную позицию. Он критиковал соперника за более ранние высказывания по внешнеполитическим проблемам, выбирая самые неудачные. В числе тем, которые оказались в центре внимания, были вопросы отношения к России, Ирану, Израилю...
Обама напомнил, что Ромни назвал Россию геополитическим врагом Америки № 1. «Что это, как не возвращение к 1980-м годам, к холодной войне?» – спросил Обама. Его оппонент оправдывался. По его словам, числить ту или иную страну в качестве «геополитического соперника» не означает, что это непосредственная угроза вроде Ирана. Он просто «не собирается надевать розовые очки, имея дело с Москвой, с господином Путиным».
Обама старательно отмечал переменчивость в позициях Ромни. И даже высмеял своего оппонента. Опять же напомнив слова Ромни, что у США ныне «меньше всего боевых кораблей с 1916 года», он сказал: «У нас меньше лошадей и штыков. У нас есть авианосцы, на которые садятся самолеты. У нас есть корабли, плавающие под водой, – подводные лодки». Иными словами, Ромни пользуется неуместными сравнениями военной мощи.
По Ирану позиции сторон оказались весьма близкими. Оба оппонента обещали использовать все возможности, чтобы помешать Тегерану обзавестись ядерным оружием. «Пока я президент, Иран не будет иметь бомбу», – сказал Обама. При этом он, с одной стороны, отрицал, что Вашингтон договорился с Тегераном провести двусторонние переговоры после выборов в США, а с другой – обещал усилить санкции и давление на Иран, имея в виду «потенциальное проведение двусторонних переговоров». Что касается Ромни, то он в каждом случае обещал действовать «жестче и решительнее».
Такого рода дебаты, по оценке New York Times, означают, что спор свелся к «различиям в тональности и стиле, но не по существу». Ромни вел себя осторожно. Он не поднял тему событий в Ливии и даже похвалил Обаму за устранение Усамы бен Ладена, но при этом добавил, что «с помощью одних убийств нельзя выбраться из этого хаоса». По его словам, необходима стратегия, направленная на избавление от радикализма из исламского мира.
Как отметили обозреватели, Обама вел спор агрессивно, но все же не смог нанести своему оппоненту нокаутирующий удар. Однако «по очкам» ему была присуждена победа. Согласно опросу, проведенному телеканалом СBS, 53% зрителей назвали победителем Обаму, 23% – Ромни и 24% высказались в пользу ничьей. Опрос СNN дал Обаме 48% голосов, а Ромни – 40%.