Главы государств и правительств 27 стран ЕС собрались в конце минувшей недели в Брюсселе на двухдневный саммит, посвященный реформированию европейского валютного и экономического союза. Однако все насущные преобразования решили перенести на будущее.
Очередная встреча в верхах началась со споров между Берлином и Парижем из-за сроков создания банковского союза. Президент Франции Франсуа Олланд посчитал уместным принять решение об учреждении европейского банковского надзора уже на этом саммите. «На встрече в июне мы приняли хорошие решения, и задача нынешней – их выполнить», – подчеркнул он.
Однако канцлер ФРГ Ангела Меркель возразила: никаких решений на саммите принято не будет. В то же время она выразила готовность «работать быстро и тщательно», ведь учреждение банковского надзора над более чем 6 тыс. банков требует детальной проработки.
В итоге по этому вопросу был достигнут компромисс. До конца текущего года будут разработаны правовые рамки европейского банковского надзора. А сама система такого надзора заработает не раньше чем в 2014 году.
Создание каких-либо новых структур для координации экономической и финансовой политики ЕС тоже было отложено. Правда, Меркель предложила организовать так называемый фонд солидарности. Средства из него могли бы выделяться на определенный срок для реализации конкретных проектов. Но, по словам Меркель, непременной предпосылкой получения средств из нового фонда должно стать утвержденное национальным парламентом обязательство правительства провести согласованные с ЕС реформы. Германская печать назвала эту инициативу подслащенной пилюлей для тех, кто требует ввести единые европейские облигации.
А вот о чрезвычайном мандате для комиссара ЕС по финансам с правом отправлять на доработку бюджеты стран – членов Евросоюза некоторые члены ЕС даже слышать не хотят. Против предложения главы Минфина ФРГ Вольфганга Шойбле о расширении полномочий еврокомиссара особенно резко выступила Италия.
В общем, все важные решения, касающиеся пересмотра европейских договоров, перенесены на последующие саммиты. И это понятно: для многих европейских правительств перемены – сигнал тревоги. Они опасаются, что не смогут заручиться большинством в своих парламентах для ратификации законопроектов о реформах. В Германии, например, может потребоваться если и не принятие новой Конституции, то уж точно утверждение дополнений и поправок к Основному закону. А до выборов в Бундестаг в сентябре 2013 года никто этим заниматься не рискнет.
При обсуждении ситуации в Греции участники саммита выразили осторожный оптимизм. «Думаю, самое плохое осталось позади», – сказал Олланд.
Правда, из-за того, что эксперты «тройки» – Европейской комиссии, Международного валютного фонда и Европейского центробанка – пока не представили свой отчет о ходе реформ в Греции, решение о выделении очередного транша кредита пока не принято. От ее оценки зависит, получит ли правительство в Афинах 31,5 млрд. евро. Однако дипломатические источники в Брюсселе отметили, что за кулисами уже идет техническая подготовка к выплате этой суммы. Против чего на саммите никто не возражал, во всяком случае публично.
Зато разногласия между континентальной Европой и Великобританией, похоже, становятся все глубже. Согласно последним опросам, большая часть британцев высказалась за выход из состава ЕС. Брюссельский бюрократический аппарат они считают раздутым, дорогим и неэффективным. Скепсис британцев усугубил долговой кризис в еврозоне. А реакция в Лондоне на получение Евросоюзом Нобелевской премии мира была в основном язвительной.
Но что означало бы для ЕС остаться без Великобритании? Как пишет Suddeutsche Zeitung, Евросоюзу не удастся найти ей замену прежде всего в вопросах внешней политики и политики безопасности. Соединенное Королевство обладает правом вето в Совете Безопасности ООН, является, по сути, самым авторитетным экспертом в сфере обороны в ЕС, и у него самые дружеские отношения с США. Внешняя политика ЕС без Великобритании стала бы куда более ослабленной.