АЭС «Куданкулам» вызвала массу споров и породила много надежд.
Фото Reuters
В Дели состоялось заседание российско-индийской межправительственной комиссии. Выяснилось, что строительство АЭС с помощью Москвы подорожает. Тем не менее было отмечено, что торговля в этом году достигнет 10 млрд. долл. Отвечая на вопрос о поставках оружия Пакистану, вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин сказал, что Россия не заключает военных сделок с врагами Индии.
В Дели прошло заседание межправительственной российско-индийской комиссии по торгово-экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству. Министр иностранных дел Индии Соманахалли Маллайя Кришна признал, что, хотя политические отношения между двумя странами опираются на прочный фундамент, торговля не соответствует потенциалу двух экономик и уровню связей в военно-стратегической сфере.
Об этом говорят хотя бы такие цифры: в 2012 году объем товарооборота достигнет, как ожидается, 10 млрд. долл. А размер торговли Индии с Китаем приближается к 70 млрд.
Кришна призвал оба правительства устранить препятствия на пути к росту взаимных инвестиций и одобрил создание объединенных технологических центров.
Но звездой индийских медиа стал сопредседатель комиссии с российской стороны Дмитрий Рогозин. От него репортеры получили ответы на ряд мучивших их вопросов. Один из них касается судьбы второго, третьего и четвертого блоков АЭС «Куданкулам».
Пуск первого блока АЭС, как сообщала «НГ», задержался из-за протестов местных жителей, обеспокоенных своей безопасностью. Но он вскоре должен быть введен в строй. Второй блок, по словам вице-премьера, может быть запущен в течение следующего года.
А вот с сооружением третьего и четвертого блоков дело обстоит сложнее. Протокол об этом подписан. Но, как отмечает газета Statesman, яблоком раздора стал принятый в Индии закон о том, что ответственность за возможные инциденты несет не только оператор, но и строитель АЭС.
Москва считает, что новый закон на третий и четвертый блоки не распространяется, поскольку соглашение о них заключено до принятия закона. Дели такую трактовку отвергает. Если сделать исключение для России, то и Франция, и США будут добиваться таких послаблений.
Стоимость сооружения двух блоков для российской стороны оценивается в 3,4 млрд. долл.
Рогозин на переговорах дал понять, что если индийцы требуют дополнительных гарантий, то и цена за строительство двух реакторов должна соответственно возрасти. Логично. Но пока договоренности на сей счет нет.
Больше всего шума наделало, однако, заявление Рогозина на пресс-конференции о возможных продажах российского оружия Пакистану. Индийцы спросили: Россия будет поставлять ему оружие или нет? По сообщению сайта diplomat.com, вице-премьер ответил: «Мы не вступаем в сделки с вашими врагами. Мы не даем им никакого оружия… Если вы увидите, что это не так, можете плюнуть мне в лицо».
Это что-то новенькое в дипломатической практике. То ли индийцы задели собеседника за живое, то ли он захотел быть в их глазах несгибаемым другом. В беседе с «НГ» руководитель Центра индийских исследований Института востоковедения РАН Татьяна Шаумян отметила, что столь жесткие слова вряд ли уместны.
«Во-первых, индийско-пакистанские отношения взрывоопасны. Не стоит подливать масла в огонь. Во-вторых, сами индийцы и пакистанцы наводят мосты друг к другу. Да и Россия предпринимает шаги к укреплению связей с Пакистаном. Конфронтационный подход нецелесообразен».
Поразили индийских комментаторов и рассуждения вице-премьера о взаимодействии наших стран в регионе в свете предстоящего ухода войск НАТО из Афганистана. Террористы и фундаменталисты будут искать там убежища. А это создаст большую проблему для России и Индии.
Индия и Россия должны будут контролировать ситуацию и смотреть, что можно предпринять общими силами, чтобы остановить новую террористическую волну. Неизвестно, как индийские официальные лица среагируют на эту инициативу, подчеркивают обозреватели в Дели.