В Брюсселе представлен план дальнейшего реформирования Евросоюза. Он выработан «группой Ван Ромпея» - председателя Европейского совета. Вчера в штаб-квартире сообщества с новыми предложениями были ознакомлены представители всех 27 стран. Одновременно в порядке «общественной обкатки» положения брюссельского рабочего документа стали достоянием части аккредитованной в бельгийской столице европейской прессы.
На фоне множества антикризисных решений, предлагаемых ныне на европространстве, по крайней мере одна идея упомянутого доклада действительно выглядит свежей. Это предложение о заключении каждым членом еврозоны «индивидуального договора» с Комиссией ЕС, который будет содержать письменное обязательство государства по реализации согласованных с Брюсселем реформ.
В настоящее время подобное фиксируется только в соглашениях о предоставлении проблемным странам займов евростабфондов. Остальные страны, хотя и получают регулярно от Комиссии ЕС «макроэкономичские рекомендации», не особенно занимаются их внедрением. В краткосрочной перспективе договорные обязательства по реформированию (например, рынка труда) должны, как надеются авторы новой идеи, воспрепятствовать дальнейшему обострению еврокризиса.
В дальнейшем же, если предложение об «индивидуальных пактах» пройдет, оно существенно увеличит контрольные функции Брюсселя. Тогда наряду с проверкой выполнения требований фискального договора, вступающего в силу с 1 января следующего года, и других норм ЕС можно будет оказывать воздействие на порядок реформ уже во всех странах еврозоны.
Другим центральным предложением «группы Ван Ромпея» значится создание совместного бюджета еврозоны. Оно выдвигается, как отмечается в рабочем документе, в интересах солидной бюджетной политики на «национальном и европейском поле». Это не ново, поскольку главой группы публично высказывалось ранее. С аналогичными речами выступал и глава Комиссии ЕС Жозе Мануэль Баррозу.
Сейчас задача ставится конкретнее. Говорится об отдельном «соответственно обеспеченном» бюджете еврозоны. Его сторонники обещают за счет этих денег «временно, гибко и целенаправленно» оказывать помощь в проведении определенных реформ. Вроде бы не евробонды, отвергаемые Берлином, но все же форма коллективной поддержки.
Наконец, в брюссельском документе подчеркивается, что перестройка ЕC и еврозоны нуждается в действенном механизме демократического контроля. Как пишет в этой связи Frankfurter Allgemeine Zeitung, «это ведет к тому, что Еврозона должна получить и собственный парламент».
Группа Хермана Ван Ромпея была образована по поручению июньского кризисного саммита ЕС. В нее наряду с председателем Европейского совета входят также главы Комиссии ЕС, Европейского центробанка и 17 стран Еврозоны. Она взяла на себя задачу продумать и определить линии перестройки экономического и финансового союзов с целью их большей консолидации, координации и антикризисной прочности. Предложения направлены прежде всего на углубление интеграции еврозоны. В идеале ее явно мыслят ядром, примером, локомотивом всего ЕС.
Серьезные политики ЕС, конечно, не склонны строить воздушные замки и, наверное, просчитывали шансы реализации своих идей. Примечательно, что Ван Ромпей обговорил их на днях в Берлине с канцлерин Ангелой Меркель и, как утверждает немецкая пресса, получил ее поддержку. Тем не менее, политических минных полей на предлагаемом пути достаточно.
До сих пор в странах сообщества не горели желанием или были не в состоянии выполнять «специфические рекомендации» Брюсселя. В частности, они существуют в отношении Испании, Италии, Нидерландов и Франции. Многие страны считают это неприемлемым вмешательством в их суверенное бюджетное планирование. Так что в вопросе о целесообразности предлагаемых договорных обязательств в отношении реформ скорее всего не миновать острых дискуссий.
Не менее проблематична идея отдельного бюджета еврозоны. Источники его финансирования не конкретизируются. В брюссельском документе говориться лишь о различных возможностях. Например, в виде национальных долей либо выделении еврозоне части национальных налогов. В реальной ситуации национальной финансовой недостаточности партнеры едва ли готовы «все и сразу» открыть свои кошельки.
Подготовленный группой Ван Ромпея «промежуточный доклад» войдет в повестку дня саммита ЕС, созываемого в Брюсселе 18-19 октября. Принятие решения о «перестройке по-брюссельски» предусматривается под конец года на декабрьской встрече глав государств и правительств союза.
До того на поле еврокризиса можно ожидать еще немало событий. Как заявил вчера министр финансов Португалии, для нее «настал критический момент» поскольку бюджетное положение складывается хуже, чем ожидалось. Правительство пересматривает программу экономии, отменяя рост страховых взносов с трудящихся, но увеличивая налоги. В свою очередь, Мадрид опровергает слухи об обращении в ЕС за помощью, хотя в Брюсселе заявляют, что готовы к этому. По-прежнему не ясно, как и когда будет задействована программа неограниченного выкупа ЕЦБ облигаций проблемных стран, особенно Испании и Италии. Тему не обойдут вниманием на Совете ЕЦБ, который заседает в этот уикенд «на выезде» близ Любляны. Между тем это столица Словении, которую тоже считают возможным претендентом на финансовую помощь - уже шестым из 17 государств еврозоны.