В рамках продолжающейся в Нью-Йорке общеполитической дискуссии в среду состоялось специальное заседание Совета Безопасности ООН по теме «Мир и безопасность на Ближнем Востоке». Обсуждение в значительной степени велось применительно к ситуации в Сирии. Взгляд России на ситуацию в этом самом нестабильном сегодня регионе мира изложил министр иностранных дел Сергей Лавров.
В своем выступлении Сергей Лавров подчеркнул, что Москва осуждает любые насильственные действия и нарушения прав человека, с какой бы стороны – правительства Сирии или вооруженной оппозиции – они ни исходили. Вместе с тем немалая доля ответственности за продолжающееся кровопролитие лежит на государствах, которые подстрекают противников президента Башара Асада к отказу от прекращения огня и к требованиям безоговорочной капитуляции режима. Такой подход фактически потакает методам терроризма, к которым все чаще прибегает вооруженная оппозиция.
Нет сомнений, что военный путь, а тем более вооруженное вмешательство извне, несет серьезную угрозу региональной безопасности с непредсказуемыми последствиями. Устойчивое урегулирование, по мнению Москвы, достижимо лишь посредством переговоров и поиска компромиссов, учитывающих интересы всех конфессий и этнических групп сирийского общества.
Основа для этого есть: в развитие двух резолюций СБ ООН и плана Кофи Аннана 30 июня было одобрено Женевское коммюнике «Группы действий». В нем зафиксирован консенсус между всеми постоянными членами Совбеза, Лигой арабских государств (ЛАГ), Турцией, Евросоюзом и генсеком ООН. Москва рассчитывает, что этот документ поможет спецпосланнику ООН и ЛАГ Лахдару Брахими нащупать пути к преодолению кризиса.
О том, чем Россия может помочь Брахими в его крайне сложной миссии, выяснял Лавров в ходе получасовой беседы со спецпосланником в узком кругу помощников. От них журналистам стало известно, что у Брахими есть некоторые идеи относительно того, как вести политико-дипломатическую работу с обеими сторонами конфликта, чтобы добиться прекращения кровопролития и запуска политического процесса. По словам замминистра иностранных дел РФ Михаила Богданова, Лавров подтвердил Брахими, что в Москве его готовы принять в любое удобное для него время. «Но как опытный дипломат, Лахдар Брахими исходит из того, что ему надо набрать материал, какие-то впечатления, с тем чтобы иметь более детальные соображения, с которыми он мог бы приехать к нам», – уточнил Богданов.
У России с членами ЛАГ единая позиция в том, что при всем драматизме процессов арабской весны они не должны отменять поиск путей урегулирования застарелых проблем Ближнего Востока. Прежде всего это касается задачи достижения справедливого урегулирования арабо-израильского конфликта. Россия настоятельно призывает к активизации усилий «квартета» ближневосточных посредников в тесном взаимодействии с ЛАГ по скорейшему возобновлению палестино-израильских переговоров. И считает ошибкой неспособность «квартета» провести министерскую встречу на полях общеполитической дискуссии нынешней сессии Генассамблеи.
Последний всплеск напряженности в регионе, нападения на иностранные посольства в ряде стран, гибель американских дипломатов в Ливии лишний раз подтвердили необходимость бескомпромиссной борьбы с терроризмом. Важно, по мнению Лаврова, чтобы террористы, пытающиеся обратить в свою пользу процессы перемен, получали единодушный отпор международного сообщества везде – будь то Ливия, Ирак, Йемен или Сирия. Двойных стандартов быть не должно. Всем государствам следует обеспечивать уважительное отношение к историческим, культурным и религиозным ценностям всех народов, пресекать надругательства над чувствами верующих.
В свою очередь, президент США Барак Обама заявил с трибуны ООН, что нападение на консульство США в Бенгази было атакой не только на Америку, но на идеалы, на основе которых была создана Всемирная организация. Он назвал антиисламское любительское видео, из-за которого начались беспорядки в мусульманском мире, «грубым и омерзительным» и заверил в том, что власти США не имеют никакого отношения к скандальному фильму.
Обама заверил Израиль в поддержке со стороны США и предупредил Иран о возможных мерах в связи с его ядерной программой. «Я однозначно заявляю: Америка хочет урегулировать этот вопрос дипломатическим путем, и мы считаем, что для этого еще есть время и возможности. Однако это время не бесконечно», – сказал Обама.
Впервые приехавший на Генассамблею президент Франции Франсуа Олланд дал понять, что Париж признает временное правительство Сирии, как только оно будет сформировано. «Это правительство само должно будет предоставить гарантии уважения прав всех групп населения Сирии и обеспечить безопасность всех жителей страны», – сказал он.
Олланд также выразил обеспокоенность по поводу насилия и голода в Мали, отметив, что захват северной части страны боевиками, связанными с «Аль-Каидой», и сепаратистами недопустим. «Заявляю, что Франция поддержит любую инициативу, которая позволит африканцам самим урегулировать эту проблему в соответствии с нормами международного права и четкими полномочиями со стороны Совета Безопасности, – сказал он. – Территориальная целостность Мали должна быть восстановлена, и этот регион Африки следует освободить от террористов».
Ожидается, что на заседании Генассамблеи, посвященном ситуации в регионе Сахель, будет рассмотрена просьба Мали о предоставлении военной помощи для борьбы с экстремистами. На днях Мали и региональный блок ЭКОВАС договорились о размещении в стране до 3 тыс. западноафриканских военных в соответствии с мандатом ООН. Это позволит ООН скорее всего удовлетворить просьбу Бамако.
Нью-Йорк