0
1432
Газета В мире Интернет-версия

26.09.2012 00:00:00

Стать сверхдержавой Китаю поможет "Варяг"

Тэги: вмс, китай


В порту Далянь вчера состоялась церемония передачи на вооружение ВМС Китая первого авианосца. Ему присвоено имя «Ляонин» – по названию провинции, в которой он был введен в строй. А 14 лет назад корабль назывался «Варяг» и строился на верфях Украины. Как писали СМИ, китайцы купили его, чтобы превратить в плавучее казино, но затем предпочли использовать по назначению. По мнению экспертов, создание мощных ВМС занимает центральное место в геополитических планах Пекина.

Хорошо смеется тот, кто смеется последним. Помню, как потешалась западная да и российская пресса над тем, как буксир с трудом провел недостроенный «Варяг» из Черного моря в Средиземное через проливы Босфор и Дарданеллы, а затем тянул его по океанским просторам до берегов Китая.

«Мы сделаем из него плавучее казино», – уверяли украинцев китайцы, когда купили у них авианосец «Варяг». Однако корабль стал не новым Лас-Вегасом, где китайские богатеи могут проигрывать кровно заработанные юани. Китайские инженеры начали ремонтировать и достраивать «Варяг» в порту Далянь. В августе минувшего года прошли морские испытания авианосца.

И вот он сдан в строй под именем «Ляонин». Так называется провинция, к которой относится порт Далянь. Министерство обороны КНР объявило, что корабль усилит оперативные возможности ВМС и поможет Пекину «эффективным образом защищать национальный суверенитет, безопасность и интересы развития».

Фактически авианосец будет, как утверждает агентство Reuters, играть более ограниченную роль. Он будет использоваться в основном для тренировки летчиков и учений, нацеленных на то, чтобы подготовиться к сдаче первого авианосца, построенного полностью силами Китая. Это произойдет, вероятно, после 2015 года.

Тем не менее, как сказал в беседе с «НГ» главный научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Яков Бергер, значение произошедшего события не стоит недооценивать. «Ляонин» послужит прототипом для создания подобных кораблей.

«Строительство мощных ВМС занимает центральное место в стратегии Пекина. Китайская экономика очень сильно зависит от внешних источников сырья и рынков сбыта. Интересы Китая распространяются на Южную Азию, Африку, Латинскую Америку. Если морские пути будут перекрыты, страна не сможет развиваться. То есть первейшая задача – обеспечить безопасность морских путей. Впрочем, в Пекине смотрят на проблему и в более широком геополитическом ключе. Аналитики изучили историю возвышения мировых держав, начиная с Испании, Португалии, Голландии до Англии. Ни одна из них не получала мирового могущества, не установив контроля над морями. В XV веке Китай тоже мог стать великой морской державой. Он строил, наверное, лучшие в мире корабли. Но эта возможность была упущена. Император запретил строить корабли. Теперь в Пекине намерены исправить эту ошибку», – заключил эксперт.

Церемония передачи «Ляонина» состоялась в тот момент, когда обострились территориальные разногласия Китая с Японией. Ни Пекин, ни Токио не готовы пойти на уступки в споре. Репортажи на ТВ о первом китайском авианосце помогают поднять патриотический настрой публики.

Однако, как полагает Нарушиге Мичиcита, специалист по безопасности в Национальном институте политических исследований в Токио, время сдачи корабля в строй не имеет отношения к спору из-за островов. Китай делает еще один шаг в укреплении флота. Но, поскольку технологии, примененные на авианосце, не относятся к числу передовых, Японии пока не о чем беспокоиться.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Застройщикам, для которых вводилась льготная ипотека, опять потребовалась помощь

Застройщикам, для которых вводилась льготная ипотека, опять потребовалась помощь

Анастасия Башкатова

Жилищной отрасли предстоит долго распутывать клубок проблем с ценами и кредитными ставками

0
524
В Европе и США отвергают старую климатическую повестку

В Европе и США отвергают старую климатическую повестку

Михаил Сергеев

Россия, кажется, продолжит переход к углеродной нейтральности

0
492
Следить за разливом нефтепродуктов будут в еженедельном режиме

Следить за разливом нефтепродуктов будут в еженедельном режиме

Ольга Соловьева

Министры планируют оценить экологический и экономический ущерб от загрязнения мазутом Черноморского побережья

0
501
"Газпром" проводит работу по оптимизации численности сотрудников своего центрального аппарата

"Газпром" проводит работу по оптимизации численности сотрудников своего центрального аппарата

  

0
314

Другие новости