Вчера в Лондоне начались предварительные слушания в рамках дознания по обстоятельствам смерти бывшего офицера ФСБ Александра Литвиненко. В прессе Британии в ходу версия, что он был отравлен в 2006 году по указанию Москвы. Но медицинское заключение после вскрытия не было обнародовано. Подозреваемый в убийстве член Госдумы Андрей Луговой отвергает обвинение.
Вчера в Лондоне открылось предварительное заседание суда, в ходе которого судье-коронеру Роберту Оуэну предстоит определить процедуру проведения дознания, в частности, будет ли рассмотрен более широкий круг вопросов – например, мотивы и причины убийства, а также происхождение полония, использованного для отравления Литвиненко.
Расследование этого убийства, с точки зрения многих россиян, представляется делом темным не только потому, что у нас мало кто доверяет правоохранительным органам. Сама английская сторона чрезвычайно ограничила доступ к информации о гибели Литвиненко. Скотленд-Ярд мотивирует это тем, что предъявленные в ходе судебной процедуры улики могут помешать расследованию в рамках уголовного дела и не дать привлечь к суду главных подозреваемых.
Считается установленным, что Литвиненко умер в результате отравления радиоактивным веществом полоний-210. Но остается неизвестным, кто исполнитель, каково происхождение полония. На неясности в существе дела накладываются сложные с точки зрения российской публики правила проведения расследования. Оно передано частично в руки судьи-коронера. Коронер – это должностное лицо при органах местного самоуправления, в данном случае района Лондона Санкт-Панкрас. Он разбирает дела о сомнительной или внезапной смерти при неясных обстоятельствах.
Как стало известно газете Daily Telegraph, Андрея Лугового и еще одного бывшего сотрудника ФСБ Дмитрия Ковтуна британская сторона назвала «заинтересованными лицами». Во время разбирательства им будет предоставлен доступ к некоторым документам. Высказывается предположение, что Луговой, находящийся в России, будет допрошен в режиме видеоконференции. В качестве сторон, которые представлены на дознании, фигурируют вдова Литвиненко Марина и бизнесмен Борис Березовский.
Андрей Луговой называет выдвинутые против него обвинения политически мотивированными. Генпрокуратура РФ отказала в его выдаче, но не исключила при этом возможного суда над ним в России. В Москве также сообщили, что готовы совместно с британцами расследовать смерть Литвиненко, однако до сих пор к материалам дела россияне допущены не были. Джессика Сеймур, адвокат Лугового в английских инстанциях, говорила, что расследование призвано рассмотреть дело со всех возможных сторон, а не исходить из одной версии – о предумышленном убийстве.
В конце прошлого года с комментариями выступило и посольство РФ в Лондоне. «Мы приветствуем начало коронерского расследования обстоятельств смерти Александра Литвиненко. Надеемся, что станет возможным установление истины в условиях открытых слушаний. Мы ожидаем ответов на многие вопросы, например, почему до сих пор не предъявлено официальное медицинское заключение о смерти Александра Литвиненко», – указывалось в комментарии.
Посольство выступило за то, чтобы расследование проходило при тесном взаимодействии компетентных властей Великобритании и России. Расследование, подчеркнуло оно, должно основываться на максимально широкой доказательной базе.
В связи с началом суда Андрей Луговой заявил, что он ждет от процесса установления истинных причин гибели Литвиненко. «Наша главная задача – получить доступ к материалам дела и установить истинную причину смерти Литвиненко. В этом заинтересован не только я как один из обвиняемых в совершении преступления, но и семья Литвиненко», – заявил Луговой в четверг Интерфаксу.
Во время слушаний, возможно, будет обсуждаться вопрос о том, какие свидетельства и документы, включая секретные материалы» спецслужб, могут быть оглашены. Однако следствие сейчас носит предварительный характер. Полномасштабное расследование, как ожидают, пройдет в 2013 году. По имеющимся оценкам, процесс будет одним из самых дорогих в истории Великобритании. Он обойдется британскому государству в 4 млн. фунтов стерлингов.