Фото Reuters
Антизападные погромы в ответ на антимусульманский фильм вновь всколыхнули разговоры о нарастающем столкновении цивилизаций. Трения между западным (христианским) и исламским мирами, конечно, налицо и обусловлены они целым букетом серьезных и долгоиграющих факторов.
После ликвидации колониального ига кое-где в исламском ареале попытались придерживаться «социалистической ориентации» (в частности, в Йемене, Сирии, Ираке, Ливии, Алжире), но все левые эксперименты закончились крахом. С распадом Советского Союза, патронировавшего социализм, о них больше и не вспоминают. Возобладала линия на модернизацию по западному образцу и в значительной степени под эгидой или по крайней мере в тесной смычке с западным миром.
При этом внутри мусульманских государств сохранялась, а кое-где все больше усиливалась оппозиция такому курсу со стороны исламских фундаменталистов. Они решительно отрицали «развратное» духовное влияние Запада, противились «неоколониальному» засилью «неверных» в экономике и политической жизни. Оппозиция подпитывалась прежде всего усугублением внутри мусульманских государств социальных язв – имущественным расслоением, коррупцией, бедностью, безработицей, преступностью.
Оппозицию провоцировала также агрессивная политика Соединенных Штатов – военные вторжения в Афганистан, Ирак, Ливию, а также поддержка Израиля,═ Одновременно амбиции фундаменталистов разогревало укрепление экономической и, как следствие, политической мощи мусульманского мира (благодаря водопаду нефтедолларов). Росло, кроме того, раздражение европейцами из-за их нападок на мусульманскую диаспору. И, конечно же, фундаменталистскую оппозицию раззадоривал пример Исламской Республики Иран, которая круто «разбирается» с внутренними и внешними врагами традиционного образа жизни.
Вся эта горючая смесь инстинктов, интересов, эмоций, фобий клокотала внутри мусульманского котла и в конце концов прорвалась на поверхность. А далее, как и следовало ожидать в век умопомрачительных информационных технологий, вспыхнувшее в одном месте бунтарское пламя стало разлетаться по всем азимутам. Миллионы и миллионы людей, потеряв от отчаяния всякий страх, вступили в рукопашные бои с опостылевшими властями. А подспудно за их души и сердца разворачивается схватка между модернизаторами и сторонниками возвращения к средневековой чистоте ислама.
События на исламском Востоке таят в себе очевидную опасность, тем более когда нет стабильности и не просматривается ясной перспективы в других регионах земного шара – финансовые неурядицы продолжают сотрясать Европу, Россия пока лишь подбирает ключи к модернизации, а у нее под боком словно на дрожжах наливается мускулами китайский «дракон». К тому же лихорадит Японию, Корейский полуостров, не прекращается тяжба вокруг ядерной программы Ирана и т.д. и т.п.
Тем не менее не стоит межцивилизационные трения абсолютизировать. Лобового и тотального столкновения между западной и исламской цивилизациями нет и оно нереально. Прежде всего потому, что исламский мир не представляет собой монолит с едиными интересами и единой политикой. Он состоит из самостоятельных национальных государств, у каждого из которых специфические интересы и свой курс в отношении внешнего мира. Некоторые из этих государств, в том числе такие значимые, как Индонезия, Малайзия, Саудовская Аравия, Турция, ОАЭ, Иордания, охотно и тесно взаимодействуют с Западом, Россией, Китаем и остальными цивилизационными центрами. Другие государства, например Иран, Палестина, Сирия, Йемен, Египет, контролируются кругами, менее расположенными к Западу, но и эти круги не намерены рвать с ним, понимают важность отношений с западным миром по причинам военно-политического и социально-экономического порядка. Конечно, в каждой из перечисленных стран и во всех остальных частях исламского ареала есть силы, кое-где весьма значительные, нацеленные на конфронтацию и даже на завоевание чужих земель под знаменами Халифата. Но государственная власть принадлежит все же не им.
Второе обстоятельство, свидетельствующее против нарастания столкновения цивилизаций, – катаклизмы внутри самого исламского мира. Государства ареала конфликтуют из-за претензий на лидерство, из-за острейших идеологических и религиозно-этнических противоречий, из-за территориальных споров, из-за доступа к нефтегазовым месторождениям, водным ресурсам, рынкам сбыта и т.д. и т.п. Иран находится на ножах с Саудовской Аравией и другими режимами Аравийского полуострова. До крайности обострились отношения Дамаска с соседними столицами. Нет гармонии между странами Магриба.
Ну а в последнее время на передний план вышли внутригосударственные конфликты: Египет, Ливия, Ирак, Йемен, Сирия и еще целый ряд государств Ближнего и Среднего Востока сотрясаются от политических, идеологических, религиозных, этнических, экономических, социальных пертурбаций. Костер протестов, волнений, бунтов, восстаний то затихает, то разгорается с новой силой. Любой самый незначительный инцидент способен спровоцировать очередную эскалацию насилия.
Большинство правящих режимов, от самых открытых до наиболее ксенофобских, стремясь «перебороть» внешних (региональных) и внутренних недругов, не гнушается просить помощи у Запада и партнерствовать с ним.
Так что, осознавая всю серьезность происходящего, не надо впадать в крайность. Исламский мир будет продолжать взаимодействовать с Западом и тем более с Россией (с которой у него гораздо меньше разногласий). При этом главная задача сейчас – умиротворить «растревоженный улей», помочь мусульманам нормализовать обстановку. В этих целях как никогда важна синхронизация действий ведущих мировых держав на Ближнем и Среднем Востоке.