Салоники охватили протесты против «затягивания поясов», навязанного международными кредиторами.
Фото Sakis Mitrolidis/AFP
Премьер-министр Греции Антонис Самарас принимал вчера «тройку» международных кредиторов. Представители Еврокомиссии, Европейского центрального банка (ЕЦБ) и Международного валютного фонда (МВФ) прибыли накануне в Афины с тем, чтобы проверить выполнение Грецией своих обязательств и подготовить доклад, на основе которого будет принято решение о предоставлении Афинам очередного транша стабилизационного кредита. Между тем, как считают эксперты, судьба Греции предопределена: дефолта ей не избежать.
Контролеры из Евросоюза и МВФ должны согласовать с правительством Греции бюджетный план на 2013–2014 годы, предполагающий новые масштабные сокращения по всем позициям. Кредиторы проверят и выполнение социально-экономических реформ, необходимых, по их мнению, для вывода страны из кризиса. От этого зависит выделение Афинам транша финансовой помощи в размере 31 млрд. евро.
Кредиторы обещают одобрить очередную порцию кредита при условии, что Греция изыщет способы сократить госзатраты на 11,5 млрд. евро в течение двух лет. Греческое правительство, в свою очередь, просит отсрочки для улучшения бюджетных показателей и претворения в жизнь реформ на несколько лет, ссылаясь на гораздо более глубокую, чем ожидалось, экономическую рецессию. ВВП страны сократился в 2011 году почти на 7%, а в 2012 году снижение может превысить 7%.
Более того, лидеры правящей коалиции в воскресенье вечером так и не смогли достичь договоренности по пакету мер экономии, на которых настаивает «тройка». В то время как премьер-министр Самарас выступил за сокращение зарплат и пенсий на общую сумму 11,5 млрд. евро в течение двух лет, председатель Всегреческого социалистического движения (ПАСОК) Эвангелос Венизелос и лидер Демократических левых Фотис Кувелис потребовали больше времени для выполнения требований кредиторов.
«Переговоры завершились безрезультатно. Мы должны поддержать всех экономически слабых», – сообщил Кувелис. А Венизелос заявил, что невозможно «переоценивать терпение народа». Впрочем, оба политика отвергли опасения по поводу того, что правящей коалиции может угрожать развал. Переговоры решено продолжить 12 сентября.
Напомним, что в этот же день ожидается решение Конституционного суда Германии о том, не противоречат ли фискальный пакт ЕС и Европейский стабилизационный механизм (ЕСМ) Основному закону страны. В случае задержки с положительным вердиктом на еврозоне можно будет поставить крест, предупредил министр финансов ФРГ Вольфганг Шойбле. По его словам, промедление с фискальным пактом и стабфондом «может привести к серьезным экономическим потрясениям с непредсказуемыми последствиями» для самой Германии, к дезориентации финансовых рынков, падению доверия к евро, спекулятивным играм на выход тех или иных стран из еврозоны.
Между тем, как считают эксперты, судьба Греции предопределена независимо от того, какой вердикт будет вынесен в Германии. В беседе с «НГ» заместитель директора Института Европы РАН Валентин Федоров сказал: «Вопрос о выходе Греции из еврозоны предрешен. Это произойдет скорее всего до конца года. Неслучайно Афинам все чаще неназойливо советуют из Брюсселя и Берлина выдавать зарплату госслужащим драхмами до тех пор, пока ситуация не изменится к лучшему».
По словам эксперта, сейчас Германия, как самая мощная страна еврозоны, и Греция, как самая проблемная ее участница, ведут затяжную шахматную партию. «Вот только у кого первой не выдержат нервы? Германия делает все, чтобы не оказаться инициатором выхода Греции из Еврозоны. Она опасается, что возникнет миф, будто именно Германия разрушила еврозону, а может быть, даже и Евросоюз», – отметил Федоров.
Эксперт вспоминает, как в начале 1970-х глава Бундесбанка ему говорил, что в ФРГ раньше, чем в США, осознали крах золотого доллара. Но немцы никаких действий не предпринимали, чтобы избежать репутации губителя американской валюты.
«Нынешний кризис ослабляет Европу. Ее компании пытаются вывозить свои капиталы за пределы ЕС, а американские и азиатские фирмы не стремятся инвестировать в Европу, – сказал Федоров. – Но и выход Греции чреват тяжелыми последствиями. Греческий дефолт больно ударит по банкам, работающим с этой страной. В катастрофической ситуации окажется Кипр, имеющий тесные связи с Грецией. Да и в Германии финансисты и предприниматели понесут огромные потери».