Судья Фоскуле скоро объявит о судьбе нового стабфонда.
Фото Reuters
На этой неделе до 37 тыс. возросло число гражданских жалоб в Конституционный суд ФРГ на закон о Европейском стабилизационном механизме (ЕСМ). Это рекорд за всю историю конституционной инстанции в Карлсруэ. Приговор суда ожидается 12 сентября. Одновременно судьям в красных мантиях предстоит рассмотреть вопрос о несоответствии Основному закону фискального договора, также имеющего базовое значение для антикризисной программы ЕС.
Массовая конституционная жалоба подана сразу же после принятия Бундестагом 29 июня обоих упомянутых актов. Это позволило заблокировать немедленное с 1 июля вступление в силу закона о ЕСМ. (Фискальный договор должен быть задействован с 1 января 2013 года.) Жалоба была направлена в Карлсруэ гражданским объединением «Больше демократии» от имени первоначально 12 тыс. граждан. С тех пор поддержка этого обращения увеличилась в три раза. В минувший вторник в КС было передано еще 25 тыс. полномочий в поддержку жалобы против ЕСМ. Кроме того, новый стабмеханизм, а равно фискальный договор опротестованы в КС Левой партией, группой профессоров-правоведов и Петером Гаувайлером – одним из депутатов Бундестага от баварского ХСС.
Видным лицом объединения «Больше демократии», за жалобой которого стоят уже 37 тыс. бундесбюргеров, является бывшая министр юстиции Херта Дойблер-Гмелин, известный специалист по конституционному праву. А оргсекретарь объединения Роман Хубер говорит о мотивах обращения в КС так: «Тысячи людей озабочены и возмущены тем, что бюджетные компетенции и суверенные права необратимо передаются этими договорами Брюсселю, и все это без согласия населения».
Все это ставит Конституционный суд перед сложнейшей дилеммой, имеющей не только юридический, но и демократический аспект, не говоря уже о политическом и международном. Как раз сейчас Комиссия ЕС опрашивает до 9 сентября людей в странах сообщества, каким они хотели бы видеть его к 2020 году. В самой же ФРГ живо обсуждается тема референдумов и разного рода опросов населения как необходимой формы современной демократии. То, как обойдутся в Карлсруэ с обращением 37 тыс. граждан, озаглавленным «Европе требуется больше демократии», очевидно, будет иметь то или иное сигнальное звучание.
В принципе от КС ФРГ можно ожидать независимой позиции. Он доказал это, в частности, тем, что вопреки важнейшим в рамках европейской политики планам федерального правительства помешал вступлению силу закона о ЕСМ с 1 июля, приняв срочные жалобы на этот акт. В других странах имеются примеры, когда конституционные жалобы отвергаются в считанные дни. Но президент германского КС Андреас Фоскуле объявил тогда о «разумной проверке в порядке конституционного права». А она в так называемом промежуточном процессе может занять до трех месяцев.
Греческие пенсионеры требуют элементарной социальной справедливости. Фото Reuters |
Этот срок в Карлсруэ подошел к концу. Податели жалоб хотят, чтобы на первых порах вердикт 12 сентября запретил президенту ФРГ подписывать договоры о фискальном союзе и ЕСМ. Причем до тех пор, пока Конституционный суд не выяснит вопрос о конституционности обоих договоров в рамках главного процесса. В этом случае создание и задействование нового ЕСМ опять оказались бы повисшими в воздухе на неопределенное время. Спасать имеющихся, а тем более вероятных крупнейших банкротов еврозоны было бы нечем.
Последствия теоретически равны катастрофе. «Если суд опрокинет ЕСМ, под вопросом окажется вся кризисная стратегия Европы», – предупреждает Sueddeutsche Zeitung. Директор Института Макса Планка по вопросам международного права Армин фон Богданди высказывается в Financial Times еще драматичнее: «Если они убьют ЕСМ, евро на следующий день будет потерян».
Откровенно говоря, трудно представить, чтобы в Карлсруэ решились на такой приговор. Министр финансов Вольфганг Шойбле выразил в понедельник уверенность, что суд не заблокирует договоры о фискальном союзе и ЕСМ и примет по ним позитивное решение. «Плана Б у нас нет, и мы в нем не нуждаемся», – сказал он.
Напряжение в ЕС в ожидании 12 сентября тем не менее не спадает. Паузу в разных столицах заполняют выдвижением все новых рецептов и планов. Комиссия ЕС 11 сентября предложит концепцию европейского банковского надзора. Глава правительства Испании Мариано Рахой выдвигает трехступенчатый план реализации до 2018 года фискального союза с использованием евробондов. В Риме кабинет Марио Монти обещает новые реформы для оживления конъюнктуры.
Общая ситуация остается более чем сложной. Впервые о возможном банкротстве заговорил премьер-министр Словении Янез Янша. Если не удастся продать госзаймы, рыночные наценки на которые больше, чем на итальянские и испанские, сказал он на этих днях, то «в октябре нам грозит неплатежеспособность». Вместе с Кипром это была бы уже шестая страна еврозоны, требующая помощи.
Примерно лишь четверть немцев еще полагает, что Греция вернет полученные кредиты. 54% немецких и треть французских участников опроса, проведенного британским институтом общественного мнения Harris по заданию газеты Financial Times, считают, что этой стране следует покинуть еврозону. Будь то в Германии, Франции, Италии или Испании – везде подавляющее большинство считает жесткие программы экономии вредными. Пессимизм в отношении политиков ЕС наблюдается повсюду, но более всего в Великобритании. Половина британцев, как показал опрос, убеждена, что у спасателей евро почти не осталось шанса преодолеть кризис.