Жители Афин регулярно протестуют против мер жесткой экономии.
Фото Reuters
Вчера канцлерин Ангела Меркель, которую журнал Forbes накануне второй год подряд назвал самой влиятельной женщиной в мире, принимала президента Франции Франсуа Олланда. Переговоры прошли за рабочим ужином. Сегодня за рабочим обедом ее гостем будет премьер-министр Греции Антонис Самарас. А на следующей неделе – глава правительства Италии Марио Монти.
Главная тема переговоров – Греция. Как быть с ней дальше. Все пакеты и программы помощи отдачи не принесли. Греческий госдолг опять перевалил за 300 млрд. евро. Прочность новой коалиции в Афинах подвергается в различных политических кругах стран ЕС сомнению.
В итоге растет число сторонников теории балласта. Они предполагают, что, размежевавшись с этим де-факто банкротом, стабилизация еврозоны станет перспективнее. Глава Еврогруппы Жан-Клод Юнкер, побывавший в среду в Афинах, отрицает существование таких намерений, но оговаривается, что в случае чего справиться с последствиями было бы посильно. О подготовке к варианту расставания с Грецией говорят в Финляндии и Австрии.
Но в ходу и теория домино, предупреждающая о том, что, сбросив Грецию, вплотную встанет вопрос о гигантских долгах Испании и Италии. Очевидно, что для них не хватит никаких европейских фондов, и новые гигантские финансовые бреши придется заделывать, пустив в ход печатный станок ЕЦБ.
Самарас прибывает в Берлин с четким пожеланием получить немецкое согласие на небольшое облегчение в реализации жестких обязательств экономии и реформ путем растяжки этой программы на два года. Он говорит в интервью немцам, что положение отчаянное, что «Греция истекает кровью». А также дает «личную гарантию», что его страна полностью вернет взятые долги. Но немецкая сторона настроена несгибаемо. Ряд министров и парламентариев коалиции настаивают прежде всего на неукоснительном выполнении обязательств Афин по «меморандуму» с тройкой ЕС, ЕЦБ и МВФ.
Предваряя встречи Меркель с Олландом и Самарасом, представитель федерального правительства Штеффен Зайберт заявил, что греческим делам на берлинских переговорах придается центральное значение. Но ожидать при этом «важных вех и существенных решений» не следует.
В остальном к греческому гостю будет проявлено всяческое внимание. Его встретят воинскими почестями. И, быть может, в Берлине после вчерашнего обсуждения ситуации Меркель и Олландом, а в субботу и в Париже, куда тоже наведается Самарас, оставят ему какую-то надежду на то, что если не сейчас, то позже взвесят греческие пожелания. Во всяком случае, среди партнеров еврозоны такие настроения есть.
Впрочем, лидерам ЕС и Еврогруппы, видимо, самим не ясно, какой оборот примет развитие ситуации в долговом кризисе, отягчаемом рецессией и массовой безработицей. Антикризисные решения июньского саммита ЕС далеки от реализации. Германия по-прежнему за экономию, бюджетную дисциплину. Франция, Италия, Испания – за стимулирование экономики, неограниченное участие ЕЦБ в помощи «проблемным партнерам». В то же время в силу политического и экономического веса двух держав франко-германское согласование ходов является непременным условием продвижения к преодолению долгового кризиса и стабилизации общей валюты.
Но только в сентябре ЕЦБ определится с обещанными мерами борьбы со спекулятивными рыночными наценками на госзаймы. Только в конце первой декады месяца Комиссия ЕС представит проект европейского банковского надзора. Но главное, только 12 сентября Конституционный суд ФРГ скажет наконец, соответствует ли Основному закону одобренный бундестагом фискальный договор и новый Европейский стабилизационный механизм.
А пока многое находится в подвешенном состоянии. И у «железной леди Европы и главного актера в драме еврозоны», как Forbes тоже охарактеризовал Ангелу Меркель, есть время для дипломатии и по другим азимутам. И теперь после поездки в среду в Кишинев два последних дня августа, как вчера сообщила Bild-Zeitung cо ссылкой на МИД КНР, оставлены в ее календаре для нового визита в Пекин.