Мировое сообщество обеспокоено лавинообразным увеличением числа жертв атак с использованием беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Спецдокладчик ООН по правам человека и борьбе с терроризмом Бен Эммерсон призвал США – страну, наиболее активно применяющую дроны в военных целях, – к сотрудничеству в расследовании подобных инцидентов.
Поднять в СМИ вопрос о правовом регулировании использования БПЛА, или попросту дронов, Эммерсона подвигли свежие сообщения из Пакистана. Там в субботу в результате атаки американского беспилотника в Северном Вазиристане погибли не менее четырех человек. По данным пакистанских сил безопасности, БПЛА выпустил две ракеты по объекту недалеко от границы с Афганистаном, где предположительно скрываются боевики «Талибана» и «Аль-Каиды».
Атаки американских дронов давно стали причиной конфликтов между Исламабадом и Вашингтоном. Пакистан настаивает, что подобные операции нарушают его суверенитет и их жертвами стали не только боевики, но и сотни мирных граждан. Однако США считают эти удары важным инструментом в борьбе с международным терроризмом.
Применение БПЛА для нанесения «очень точных точечных ударов» по боевикам «Аль-Каиды» в Пакистане, Йемене и Сомали оправдывает сам Барак Обама. Число таких операций резко увеличилось за время его пребывания на посту президента США. Как пишет лондонская Independent, если во времена Джорджа Буша-младшего США нанесли 52 удара с использованием своих БПЛА, то за последние три с половиной года – 282.
В мае помощник Обамы по вопросам безопасности и контртерроризма Джон Бреннан не без гордости сказал: «США стали первой страной, которая регулярно наносит удары в вооруженных конфликтах с помощью дистанционно управляемых летательных аппаратов». Он сравнил использование дронов с лазерной хирургией по искоренению «раковой опухоли под названием террористы «Аль-Каиды».
Впрочем, приоритет США в этой сфере утрачивается, и уже более 50 стран обладают собственными БПЛА или технологиями их изготовления. Это сегодня самый динамичный сектор в авиапромышленности стоимостью как минимум 4 млрд. фунтов стерлингов в год. Развитие современных технологий позволяет беспилотникам успешно выполнять такие боевые функции, которые в прошлом были им недоступны или осуществлялись другими силами и средствами. Они показали высокую эффективность при выполнении задач ведения разведки и уничтожения целей. Стали «всевидящим оком», позволив наземному оператору в реальном времени отслеживать и контролировать развитие обстановки в заданном районе или на заданном маршруте.
По словам Эммерсона, на последней сессии Совета ООН по правам человека в июне в Женеве многие страны, включая Россию, Китай и Пакистан, высказались за необходимость расследования использования БПЛА в качестве средства убийства мирных граждан. Сам Эммерсон тесно сотрудничает по этой проблеме со спецдокладчиком ООН по внесудебным и произвольным казням Кристофом Хайнсом. По его мнению, убийства в результате применения БПЛА приобретают все более широкий международный резонанс, и «заговору молчания» в этой области скоро будет положен конец.
Как сказал «НГ» профессор международного права Бахтияр Тузмухамедов, беспилотники – реальность, которую нельзя запретить правовыми нормами. «Однако есть немалый международный опыт регулирования и ограничения распространения новейших технологий военного и двойного назначения, к примеру, режим контроля над ракетными технологиями, который мог бы быть применен к БПЛА. Использование БПЛА как средства ведения вооруженной борьбы нуждается в приведении в соответствие с требованиями международного гуманитарного права. Помимо защиты населения здесь возникают другие проблемы. Например, становится ли оператор, управляющий из бункера в штате Невада БПЛА в небе над Афганистаном, законной целью для противника? С решением всех этих вопросов лучше не затягивать», – считает эксперт.