Член кабинета Юитиро Хата (слева) и законодатели посетили храм Ясукуни.
Фото Yoshirkazu Tsuno/AFP
Исполнившаяся вчера 67-я годовщина капитуляции Японии была отмечена как поздравлениями, так и спорами. Москва получила поздравления из Пхеньяна. На Дальнем Востоке звучали споры вокруг японской агрессии в Азии и взаимных территориальных претензий. В то время как два члена правительства Японии посетили храм, где есть таблички с именами военных преступников, группа китайских активистов высадилась на спорных островах. По мнению эксперта, конфликт Токио с соседями обостряется.
Лидер КНДР Ким Чен Ын направил президенту РФ Владимиру Путину поздравление по случаю 67-й годовщины освобождения Кореи. В телеграмме высказывается пожелание развития отношений дружбы и сотрудничества между обеими странами и успехов в создании «мощной России».
Иначе прозвучала эта дата в «треугольнике» Япония–Корея–Китай. Как уже сообщала газета, в последнее время отношения Японии с Южной Кореей и Китаем обострялись. Многие корейцы и китайцы считают, что Токио не раскаялся искренне в преступлениях, совершенных японской армией во Второй мировой войне. Но еще больше накаляют страсти претензии на небольшие острова, которые выдвигают три страны.
15 августа стал днем, когда страсти вокруг старых обид и нынешних споров вспыхнули с новой силой. Премьер-министр Японии Ёсихико Нода на церемонии, посвященной 67-й годовщине окончания Второй мировой войны, говорил об «огромном вреде и страдании», которые причинила Япония другим странам, особенно азиатским. Он выразил глубокие соболезнования жертвам и их семьям.
Однако в тот же день два члена кабинета Ноды посетили храм Ясукуни, посвященный погибшим в войнах. В нем есть таблички с именами 14 главных военных преступников, казненных по приговору токийского трибунала. В глазах жителей стран, подвергшихся оккупации, это здание служит символом японского милитаризма.
О том, что раны от оккупации не зажили, напомнил президент Южной Кореи Ли Мён Бак. В своей речи 15 августа он предупредил, что противоположные оценки трагических событий прошлого осложняют связи между его страной и Японией. Ли Мён Бак призвал Токио сделать больше для того, чтобы уладить эмоциональный конфликт вокруг «женщин для утех» – кореянок, превращенных японскими военными в сексуальных рабынь.
Этот призыв прозвучал менее чем через неделю после того, как он посетил остров Токто (Такэсима), на который претендует Япония (см. «НГ» от 13.08.12).
Не остался в стороне и Пекин. У посольства Японии прошла небольшая демонстрация протеста. А China Daily, главная газета КНР, выходящая на английском языке, оценила визит японских министров в храм Ясукуни как шаг, который может поставить под угрозу дипломатические отношения между Китаем и Японией.
Серьезные последствия может иметь и «путешествие», которое в эту дату совершила группа китайских активистов. Она высадилась на один из островов Сенкаку (Дяоюйдао). Эти острова контролируются Японией. Однако Китай считает их своими.
Корабль береговой охраны Японии обстрелял из водяной пушки рыболовецкое судно под китайским флагом, которое приблизилось к островам Дяоюйдао. На судне находятся члены Комитета действий по защите этих островов.
Пока трудно сказать, санкционировал ли Пекин этот патриотический жест. Ведь участники морского десанта живут в Гонконге и Макао – на территориях, которые обладают немалой степенью автономии от центральных властей.
В беседе с «НГ» руководитель Центра японских исследований Института востоковедения РАН Валерий Кистанов сказал, что «последним японским премьером, посещавшим храм Ясукуни, был Дзюитиро Коидзуми. Каждый раз после этого возникала напряженность в отношениях Японии с Китаем, Южной Кореей. После Коидзуми другие премьеры не посещали храм.
Демократическая партия Японии, сменившая у власти Либерально-демократическую, призвала своих должностных лиц воздержаться от посещений. И все же два члена правительства пошли наперекор этой установке.
В чем дело? В Японии считают требования южнокорейцев, как и китайцев, необоснованными.
Более того, высказывания Ли Мён Бака рассматриваются как неприемлемые. Ведь император Японии в 1990 году выразил сожаление корейцам. А сейчас они говорят, что если император хочет побывать в Корейской Республике, то он должен выразить не просто сожаление, а принести извинения. Это вызвало волну негодования, вот два члена правительства и нарушили линию партии. Так сказать, услышали запрос от части соотечественников.
В заключение эксперт отметил, что Япония по территориальному вопросу «сражается на трех фронтах. Третий фронт – российский».
Как передала газета Wall Street Journal, Токио недоволен тем, что два российских военных корабля, как было объявлено, будут находиться в районе Южных Курил с 25 августа по 17 сентября.