Фото Reuters
Экономика ЕС и еврозоны во втором квартале нынешнего года сократилась на 0,2%. Данные, опубликованные вчера статистическим агентством Евросоюза Евростат, свидетельствуют об обострении проблем объединенной Европы и неэффективности мер, принимаемых для борьбы с кризисом. Они контрастно выглядят на фоне показателей США и Японии. Европа явно не находит выхода из спада.
«Еврозона сползает к рецессии» – под таким заголовком газета Financial Times напечатала данные Евростата. Со сходными оценками выступают и другие европейские издания. Если в январе–марте прирост совокупного ВВП 17 стран еврозоны был равен нулю и экономисты даже высказывали надежду на некоторый подъем, то в апреле–июне он сократился на 0,2%. Известна и общая оценка состояния дел во всем Евросоюзе – там также зафиксировано падение на 0,2%.
Наибольший экономический регресс отмечен в таких странах, как Португалия, ВВП которой снизился на 1,2%, на Кипре (падение на 0,8%) и в Италии (на 0,7%), а в Испании на 0,4%. В то же время экономики Нидерландов и Австрии выросли на 0,2%, Эстонии на 0,4%, а Словакии на 0,7%. Экономика Франции показала нулевой рост, так же как и в предшествовавшие два квартала.
В лучшем положении Германия. Ее ВВП вырос на 0,3%, но все же несколько отстал от показателя предыдущего квартала (0,5%). По оценке экономистов, относительное благополучие ФРГ обеспечено ее развитыми торговыми отношениями со странами, не входящими в Евросоюз. Другой фактор ее развития – рост внутреннего потребления. Как отмечают специалисты, в ФРГ невысокая безработица, происходит рост зарплат и сохраняется низкий уровень инфляции.
Приведенные данные о падении производства в Европе контрастируют со статистикой из США и Японии. В США во втором квартале ВВП был больше, чем год назад, на 2,2%, в Японии – на 3,6%.
Формально в ЕС в целом еще не рецессия, так как подобный термин относится к ситуации, когда ВВП сокращается два квартала подряд. Но особой надежды на улучшение в третьем квартале нет. Такие страны, как Греция, Испания, Италия, Кипр и Португалия, уже давно переживают рецессию.
Экономисты считают, что причиной сокращения европейского ВВП стали жесткие меры экономии, введенные в целом ряде стран. Это затормозило их развитие и подорвало доверие инвесторов. «Перед нами порочный круг сокращения бюджетных расходов, высоких учетных ставок на периферии и роста государственных долгов, – приводят агентства мнение эксперта нидерландского банка ABN Amro Алин Шуйлинг. – Политики действуют очень медленно. В третьем квартале мы тоже ждем сокращения»,
Прервать этот порочный круг пытается правительство Антониса Самараса в Греции. Хотя это правительство пришло к власти под обещания принять жесткие меры по сокращению бюджетного дефицита, к настоящему времени оно убедилось, что эти обязательства невыполнимы. Введенный Афинами режим экономии привел к тому, что ВВП страны упал во втором квартале на 6,2% в годовом исчислении.
На следующей неделе Самарас намерен провести переговоры в Берлине с канцлером ФРГ Ангелой Меркель, чтобы заручиться ее поддержкой просьбы Греции растянуть еще на два года принятую двухлетнюю программу сокращения бюджетного дефицита. Вместо его сокращения на 2,5 процентных пункта в год предлагается ограничиться сокращением только на полтора процентных пункта в год. Затем Самарас встретится с французским президентом Франсуа Олландом.
Объясняя эту просьбу, главный экономический советник премьера Иоаннис Мурмурас заявил, что Греция приняла «сверхдозу экономии» и это привело к резкому спаду. Ожидается, что в этом году греческий ВВП сократится на 7%.
Отношение Ангелы Меркель к новой просьбе Греции пока неизвестно. Однако мнение одного из влиятельных депутатов ее партии в Бундестаге Михаэла Фукса не предвещает ничего хорошего. По словам Фукса, Германия уже дошла до предела своего терпения с Грецией и не поддержит новых просьб о помощи, если убедится, что греки не выполняют своих обязательств перед ЕС. Если это случится, то выход Греции из еврозоны будет неизбежен, считает Фукс. Когда Греция вновь вернется к использованию своей валюты, то ей даже может быть оказана помощь по образцу «плана Маршалла», считает Фукс.