фото Reuters
Сегодня четко обозначилась тенденция повышения роли политического ислама в международной жизни. Этот феномен имеет много серьезных причин, но, пожалуй, стоит упомянуть о двух принципиально существенных. Во-первых, это разгром небольшим Израилем армий трех арабских государств – Египта, Сирии и Иордании в 1967 году. Тогда постепенно среди арабской интеллектуальной элиты восторжествовало мнение о том, что столь унизительное поражение стало возможным из-за того, что арабы отвернулись от Аллаха, из-за того, что они пытались осуществить безбожные импортированные теории типа социализма, арабизма, национализма и т. п.; между тем реальное возрождение некогда мощной арабской и исламской цивилизации возможно только на путях возвращения к фундаментальным ценностям мусульманской религии.
В 1979 году произошла исламская революция в Иране, потом события в Афганистане, а в начале XХI века в Турции к власти пришла исламская Партия справедливости и развития. К этому следует добавить победу исламского течения в Малайзии, успех движения ХАМАС на свободных выборах в Палестинской национальной автономии и, наконец, феномен арабской весны и прежде всего революции в Тунисе и Египте.
Вторым важнейшим фактором стало свержение вестернизированных элит, которые с помощью авторитарных методов пытались подтянуть эти страны к Западу. Ныне очевидно, что приходящие к власти исламистские силы будут стараться выстраивать собственную модель развития, что, впрочем, не исключает связей с западными государствами.
Прошедшие на волне арабской весны на Ближнем Востоке глубокие перемены привели к формированию в регионе новой политической конфигурации. На основе анализа нынешней ситуации в Египте, Тунисе, Марокко и других арабских странах можно сделать вывод о том, что на авансцену политической жизни выдвинулись четыре основные группы, которые условно с определенным допуском можно подразделить на следующие:
– умеренные исламистские организации и движения, выступающие за модернизацию общества, но не по модели вестернизации, а на основе ценностей и нравственных норм ислама;
– радикальные исламские группы (их объединяют термином «салафиты»), которые выдвигают в качестве цели создание исламского государства на основе шариата;
– две другие группы можно назвать светскими; они отвергают построение государства на религиозной основе. Первая включает армию и связанные с ней службы, вторая – конгломерат сил, ставших инициаторами революционных выступлений против авторитарных режимов – широкий спектр либеральных и демократических кругов и прежде всего молодежи (известно, что молодежь составляет более половины населения в арабских странах).
На сегодняшний день обстановка в регионе продолжает оставаться сложной и подвижной. Вектор развития событий и характер будущей власти во многом будет зависеть от соотношения сил между этими группами. При этом особенность ситуации заключается в том, что между этими течениями могут создаваться и распадаться коалиции и альянсы, а позиции сторон будут подчас определяться конъюнктурными соображениями.
Большинство политических аналитиков полагают, что поезд арабской весны, стартовавший в Тунисе и Египте, наверняка пройдет и по другим странам.
В этих условиях задача налаживания диалога с новыми исламистами-реформаторами является для нас архиактуальной, ибо трудно отделить внешний ислам от внутреннего.
Практическую значимость приобретает верная оценка тех исламистов, которые приходят в настоящее время к власти. Жизнь заставляет их отказываться от крайностей и заниматься прежде всего вопросами социально-экономического развития, повышения благосостояния населения. Эти исламисты-реформаторы в дальнейшем во все более отчетливых формах будут отмежевываться от радикалов-салафитов, которые проповедуют насилие. Экстремисты в исламских движениях составляют всего сотые доли процента от общего числа мусульман. Именно поэтому наше сотрудничество с исламистами-реформаторами отвечает нашим интересам, ибо все мы заинтересованы в изоляции экстремистов.
В нашей многонациональной и поликонфессиональной стране проживают около 20 млн. мусульман, и естественно было бы полагать, что крупнейшие политические трансформации в ведущих мусульманских странах оказывают на них воздействие. Поэтому для нас так важно при формировании нашей линии в отношении исламских государств (а в Организацию Исламского сотрудничества входит 57 стран) опираться на практические рекомендации ученых-исламоведов, которых в нашей стране не так уж много. Этот вопрос становится еще более насущным в связи с тем, что темп перемен в современном мире стал настолько стремительным, что многие политики и государственные деятели просто не успевают адекватно реагировать на столь быстрые изменения.
Для того чтобы идти в ногу со временем, настоятельно необходимо, как это подчеркивал президент РФ Владимир Путин на совещании российских послов в МИДе в начале июля с.г., разрабатывать возможные сценарии развития событий, а главное – вырабатывать рекомендации для упреждающих действий. Без опоры на научную экспертизу это сделать не удастся.