0
1680
Газета В мире Интернет-версия

24.07.2012 00:00:00

Игра со спичками на бензоколонке

Мария Белова

Об авторе: Мария Андреевна Белова - кандидат экономических наук, старший аналитик направления "Мировая энергетика" энергетического центра бизнес-школы "Сколково".

Тэги: иран


иран Фото Reuters

Депутат иранского парламента Джавад Карими Кодуси внес в конце минувшей недели на рассмотрение коллег законопроект о закрытии для судоходства Ормузского пролива, через который на рынки поступает примерно 20% добываемой в мире нефти. Иранские официальные лица пока никак не комментируют инициативу, заявляя, что окончательное решение по этому вопросу останется за верховным лидером страны – великим аятоллой Али Хаменеи. В МИД Исламской Республики дали понять, что сейчас аятолла относится к идее перекрытия скептически, но его мнение может измениться.

С начала июля из Ирана поступали сведения о намерениях страны в отношении Ормузского пролива. С одной стороны, это жесткие заявления иранских военных о готовности полностью перекрыть пролив, а также экстренная подготовка законопроекта, который позволяет Ирану закрыть пролив для прохода нефтяных танкеров, направляющихся в присоединившиеся к санкциям стран. С другой стороны, министр иностранных дел Ирана заявляет, что перекрытие Ормузского пролива властями является нереалистичным сценарием развития событий в регионе, а начальник Генштаба иранской армии разъясняет, что подобный шаг может быть предпринят только по распоряжению верховного лидера Исламской Республики Али Хаменеи и что «у военных нет никакого влияния на принятие данного решения».

Подобные громкие заявления о блокаде самого загруженного в мире пролива звучали и до и после принятия ЕС нефтяных санкций в отношении Ирана в январе этого года. Однако обещания до сегодняшнего дня сдержаны не были. Похоже, что сама эта страна, полностью зависящая от пролива в плане экспортно-импортных поставок нефти и товаров, не заинтересована в полной блокаде Ормуза. Поэтому даже во время войны с Ираком в 1980-х Иран не пошел на перекрытие пролива. При этом очевидно, что сейчас обстановка в регионе накалена до такой степени, что, например, пожар на танкере или его затопление в проливе (то есть инцидент, не обязательно инициированный иранской стороной) или начало военной операции против Ирана (например, Израилем или США) может привести к блокаде Ормузского пролива. Напомню, на долю этой водной артерии приходится транспортировка примерно 20% торгуемой нефти в мире, 35% ее международной морской транспортировки и 28% мировых поставок сжиженного природного газа (СПГ).

Помимо критической важности пролива для мирового энергетического рынка (его перекрытие может привести к прекращению поставок на международный рынок около 17 млн. баррелей нефти) существуют два ключевых момента, непосредственно относящихся к данному проливу и касающихся его взаимосвязи с Ираном. Первый – это его географическое положение. Второй – роль Ирана в совместном управлении этой стратегической водной артерией в соответствии с нормами международного права и своими суверенными национальными правами.

Дело в следующем. Чтобы пройти через Ормузский пролив, все морские суда, включая военно-морской флот США, должны пересечь воды, объявленные Ираном своими территориальными. Многие государства, пользующиеся проливом для прохождения судов, так не считают. Пока Иран позволяет иностранным судам пользоваться ими на добровольной основе, а также на основании части III Конвенции ООН по морскому праву о транзитном прохождении судов. В ней говорится, что суда могут свободно проходить через Ормузский пролив и другие водные пространства с целью непрерывного, быстрого и беспрепятственного транзита из открытого порта в открытое море и обратно. Хотя Тегеран обычно следует принятой в морском праве практике мореходства, по закону он не обязан этого делать, поскольку подписал конвенцию, но не ратифицировал ее.

Согласно данным исследования, подготовленного энергетическим центром бизнес-школы «Сколково», в случае полного прекращения поставок нефти через Ормузский пролив существуют следующие взаимодополняющие варианты замещения этих объемов: выделение нефти государственных запасов стран Международного энергетического агентства (МЭА) и Китая, перенаправление потоков нефти стран Персидского залива, увеличение добычи.

По истечении квартала «простоя» Ормузского пролива мировой рынок (без учета региональной специфики расположения запасов МЭА) исчерпает указанные выше возможности, что приведет к возникновению дефицита, который, по нашим оценкам, к концу шестого месяца может достигнуть 5,7 млн. баррелей в сутки. Однако это без учета возможности по открытию промышленных запасов нефти стран МЭА, которые в 1,7 раза превышают объем государственных запасов. Кроме того, сложно ожидать, что страны-потребители не будут прилагать усилия по стабилизации ситуации и восстановлению судоходства в Ормузе.

Возможное прекращение судоходства в проливе более серьезным образом скажется на газовом рынке, который может лишиться четверти объемов торгуемого СПГ. Этот дефицит невозможно будет восполнить, так как в мире на сегодня не существует стратегических запасов газа и дополнительных мощностей по производству СПГ.

Что касается России, то, по нашему мнению, негативные долгосрочные последствия в виде усиления конкуренции на рынке углеводородов не компенсируют ей краткосрочных выгод в виде роста цен на нефть и газ в результате проведения военных действий в районе Персидского залива.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Застройщикам, для которых вводилась льготная ипотека, опять потребовалась помощь

Застройщикам, для которых вводилась льготная ипотека, опять потребовалась помощь

Анастасия Башкатова

Жилищной отрасли предстоит долго распутывать клубок проблем с ценами и кредитными ставками

0
1614
В Европе и США отвергают старую климатическую повестку

В Европе и США отвергают старую климатическую повестку

Михаил Сергеев

Россия, кажется, продолжит переход к углеродной нейтральности

0
1390
Следить за разливом нефтепродуктов будут в еженедельном режиме

Следить за разливом нефтепродуктов будут в еженедельном режиме

Ольга Соловьева

Министры планируют оценить экологический и экономический ущерб от загрязнения мазутом Черноморского побережья

0
1253
"Газпром" проводит работу по оптимизации численности сотрудников своего центрального аппарата

"Газпром" проводит работу по оптимизации численности сотрудников своего центрального аппарата

  

0
883

Другие новости