Во главе погрязшего в скандалах Ведомства по охране Конституции (ВПОК) поставлен новый начальник. С августа им станет Ханс-Георг Маасен. В германском МВД он руководил подотделом по борьбе с терроризмом и политическим экстремизмом. Встает вопрос о реформе спецслужб ФРГ.
В Германии продолжается расследование преступлений террористической тройки «Национал-социалистское подполье» (НСП). На счету неонацистских боевиков 10 убийств, 2 взрыва, 14 нападений на банки, совершенных в 1998–2011 годах. Перебравшись из Тюрингии, все это время они спокойно находились в саксонском Цвиккау вне поля зрения и даже подозрения «охранников Конституции».
Расследование выявляет все новые скандальные факты безответственности, непрофессионализма, слепоты служб внутренней безопасности. В тюрингском земельном подразделении ВПОК уничтожили донесения тайных агентов, которые могли бы помочь выявлению связей нацистских террористов. На днях аналогичные досье «случайно» обнаружились в таком же саксонском ведомстве.
В итоге некоторые высокопоставленные фигуры уже пали. Прежде всего многолетний президент ВПОК Хайнц Фромм, попросившийся уйти с 1 августа на досрочную пенсию. Вслед за ним в июле вынужденно подали в отставку шефы земельных филиалов этого ведомства в Тюрингии и Саксонии. Кроме того, министр внутренних дел Ханс-Петер Фридрих произвел ряд перестановок на постах начальников отделов ВПОК. В немалой степени это результат общественного возмущения, с которым властям приходится считаться. Вместе с тем в партиях, прессе и обществе высказываются опасения, как бы кадровые перестановки не отвлекли внимание от многослойной проблемы спецслужб.
На июль пришлись, пожалуй, самые любопытные заседания бундестаговского подкомитета расследования преступлений НСП и таких же парламентских комиссий в Тюрингии и Саксонии. Допросы Фромма, бывших и действующих руководителей центрального и земельных подразделений его ведомства выявили просто невероятные для знаменитого немецкого порядка вещи. Пресса называет нравы, непрофессионализм, безалаберность, отсутствие субординации в секретной службе безопасности хаосом.
Бывший глава земельного ведомства по охране Конституции Тюрингии Хельмут Ровер, посланный туда как «западный кадр», пьянствовал, развратничал, занимался махинациями. По свидетельству его бывшего референта, шеф командовал сотрудниками «в издевательской для людей форме». Но главное – в бытность Ровера в рядах местной правоэкстремистской организации «Тюрингская защита родины» (ТЗР) как раз и произрастали двое будущих террористов НСП. Их не тронули, даже когда они явились в нацистской форме в концлагерь Бухенвальд. Вместо этого ведомство Ровера вкупе с военной контрразведкой МАД занималось массовой вербовкой агентов.
Ситуация побудила главу МВД публично пообещать провести принципиальную проверку работы и методов ВПОК. Он считает, что спецслужба должна не хранить для себя, а предоставлять информацию «для парламентов, государства, общественности». А также быть более транспарентной, хотя в силу ее специфики не очень понятно, каким образом.
На фоне скандальных обстоятельств, связанных с НСП, все партии Бундестага выступают за радикальную реформу ВПОК. Но даже в правительстве под этим подразумевают не одно и то же. Министр юстиции Сабина Лойтхойзер-Шнарренбергер, представляющая в коалиции либералов, требует сокращения числа органов ВПОК. Она считает необходимым сконцентрировать задачи этой спецслужбы исключительно на реальных угрозах конституционному порядку. Но для куратора ВПОК министра Фридриха это неприемлемо. Он озабочен наведением порядка в скандальной службе, обеспечением «качества» ее работы и восстановлением доверия к ней. В том числе сменой руководства.
Одна из лидеров «зеленых» Ренате Кюнаст высказывается как за сокращение числа ведомств безопасности, так и за замену большей части их персонала. По ее словам, «эта рыба гниет не только с головы». Естественно, что Левая партия, за деятелями которой ВПОК продолжает вести бесцеремонную слежку, вообще требует ликвидации этой службы.
В свою очередь, социал-демократические министры внутренних дел ряда земель подчеркивают важность усиления парламентского контроля за спецслужбами. Как посетовал глава МВД Северного Рейна–Вестфалии Ральф Егер, «мы должны позаботиться, чтобы контрольные полномочия, записанные на бумаге, исполнялись и на практике». Но что из предполагаемой реформы получится, судить рано.