Журналисты обращают внимание на неизвестную женщину (на заднем плане), часто сопровождающую Ким Чен Ына.
Фото Reuters
Начальник Генерального штаба северокорейской армии Ли Ен Хо смещен со всех постов. Помимо основной должности он потерял места в руководстве Трудовой партии Кореи (ТПК). Официально причиной отставки названа болезнь. Аналитики сомневаются в этой версии. По их мнению, отставка может означать, что партийная верхушка или сам Ким Чен Ын решили взять на себя рычаги управления вооруженными силами. Не исключено, что в окружении молодого лидера начались серьезные трения.
Сообщение о смещении Ли было опубликовано после того, как в воскресенье состоялось заседание политбюро ТПК. В нем не говорится о том, кто станет новым начальником Генштаба. Представитель южнокорейского Министерства по делам объединения страны охарактеризовал решение, принятое в Пхеньяне, как необычное.
Ведь оно было оглашено без промедления, как только прошло заседание политбюро.
В беседе с «НГ» руководитель Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН Александр Жебин отметил: «История КНДР дает основание предположить, что дело не в физической немощи Ли Ен Хо. Ему 69 лет. А в руководстве страны есть около 20 человек более старшего возраста. Многие из них болели, но формально сохраняли свои посты, их работу делали исполняющие обязанности, первые замы и т.п. Так же могли бы обойтись и с Ли, но его освободили от всех должностей, включая посты члена президиума политбюро ЦК ТПК и заместителя председателя Центральной военной комиссии ТПК. Не исключено, что начальник Генштаба не сработался с ближайшими соратниками верховного лидера Ким Чен Ына. Это прежде всего Цой Рен Хэ, которого три месяца назад назначили начальником Главного политуправления вооруженных сил и ввели в президиум политбюро ЦК ТПК.
По сложившейся при Ким Чен Ире табели о рангах начальник этого управления занимает первое место в военной иерархии, за ним идет начальник Генштаба, затем министр обороны. Именно Цоя назначили начальником политуправления. По существу, в результате произошедшей перестановки контроль над армией перешел из рук профессиональных военных к политкомиссарам, назначенным партией. Об этом свидетельствует и то, что Цою и другим представителям партийной бюрократии присвоены высокие воинские звания.
Курс на усиление роли партии подтверждает совместная новогодняя передовая статья в официальном партийном органе «Нодон Синмун». Газета подчеркивает, что армия остается «опорой революции», но она выполняет эту задачу по воле партии», – заключил эксперт.
Ли был назначен на свою должность три года назад, когда лидером был Ким Чен Ир. Би-би-си утверждает, что военачальник сыграл ключевую роль в передаче власти в руки Ким Чен Ына после смерти его родителя. Ли, как полагали, входил в узкий круг людей, окружавших нового вождя. Генерал помогал ему цементировать фундамент своей власти. Не случайно также и то, что Ли во время похорон Ким Чен Ира был одним из семи человек, шедших за гробом вслед за новым руководителем.
Сопоставляя факты, наблюдатели в Южной Корее и на Западе говорят, что в правящей пирамиде Пхеньяна образовалась трещина. Ким Чен Ын убирает тех, в лояльности кого он не уверен. Роберт Келли, профессор университета в Пусане, Южная Корея, подчеркивает, что армия и партия – «это два главных института, которые укрепляли правящую династию Кимов. Ким Чен Ын не служил ни в одном из этих институтов, которые являются питомниками для выращивания лидеров. Он не знает генералов и полковников. Он очень уязвим».