Фото Reuters
В Камбодже открылась конференция АСЕАН – Ассоциации стран Юго-Восточной Азии. После нее пройдут встречи на уровне глав дипломатических ведомств с США, ЕС, Японией. Самый острый вопрос на обсуждении – спор об островах в Южно-Китайском море, на которые претендуют КНР и пять ее соседей. Вашингтон использует эти разногласия, чтобы остановить экспансию Китая. На фоне соперничества двух гигантов Москве приходится мириться со второстепенной ролью в регионе с динамично растущей экономикой.
В Пномпене, столице Камбоджи, работает конференция стран АСЕАН на уровне министров иностранных дел. Встреча совпала с 45-й годовщиной создания блока, куда вошли 10 государств Юго-Восточной Азии, население которых составляет 600 млн. человек. Роль ассоциации в мировых делах возрастает не только в силу того, что регион богат природными ресурсами. По прогнозу МВФ, по экономическому росту пять стран АСЕАН – Индонезия, Таиланд, Филиппины, Малайзия и Вьетнам – в течение ближайших двух лет обгонят остальной мир. В 2013 году экономика «пятерки» вырастет на 6,2%, в то время как экономика США – на 2,4%, зоны евро – на 0,9%, а Японии – на 1,7%.
Неудивительно, что крупные державы, а также Евросоюз стремятся расширить свои контакты с АСЕАН. Они направляют в Пномпень на форум ассоциации по региональной безопасности, который состоится после окончания конференции, своих высокопоставленных представителей. США будет представлять госсекретарь Хиллари Клинтон, КНР – министр иностранных дел Ян Цзечи.
Этим политикам предстоит отстаивать интересы двух держав в ожесточенной закулисной схватке за влияние в регионе. Самая острая борьба, как предсказывает Wall Street Journal, развернется вокруг проекта кодекса поведения государств, втянутых в спор из-за островов в Южно-Китайском море. На ряд этих островов помимо КНР претендуют Вьетнам, Филиппины, Малайзия, Бруней и Тайвань. Конфликт выливался в прошлом в столкновения на море между Китаем и Вьетнамом, а также в противостояние между Филиппинами и Китаем.
И вот государства АСЕАН, судя по заявлению главы правительства Камбоджи Хун Сена, подготовили предложения по основным моментам кодекса поведения стран в Южно-Китайском море. Принятие этого кодекса позволит разрешать разногласия мирными методами.
Какой реакции можно ожидать от КНР? Представитель ее МИДа высказался на этот счет уклончиво. Китай будет готов обсуждать кодекс, когда созреют условия, сказал он.
Но что кроется за этой формулировкой? Главный научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Яков Бергер сказал «НГ», что «линия КНР состоит в том, чтобы не допускать никаких коалиций. Китай рассматривает попытки сформулировать единую позицию АСЕАН как направленные против него. Он готов решать вопрос на двусторонней основе, ведя переговоры один на один с каждой страной, заявляющей о своих правах на острова. Китай уже выделил девять участков в акватории, которую он считает своей. В соответствии с этим решением административный статус поселения на острове Саньша повышен. Он теперь числится как малый военный округ. Соответственно увеличен и приданный ему воинский контингент».
Пекин, как это следует из выступления заместителя председателя КНР Си Цзиньпина, пришел к выводу, что заповедь Дэн Сяопина о том, что Китаю нужно затаиться и не раскрывать до поры своих намерений, уже сыграла свою роль. Теперь Китай может открыто защищать свой суверенитет.
Этот курс проявился во время недавнего конфликта с Филиппинами. Китай не только посылал в спорный район суда, чтобы поддержать своих рыбаков, но и оказал на Манилу экономический нажим, перекрыв поставки филиппинских тропических фруктов на китайский рынок.
Касаясь интересов России в регионе, Бергер подчеркнул, что конфликт вокруг островов сказывается на российско-китайских отношениях. Россия поставляет истребители Су-30 Вьетнаму. В Южно-Китайском море по соглашению с Вьетнамом ведет разведку нефти и газа дочерняя компания «Газпрома». Китай этим не доволен, заключил эксперт.
В сентябре во Владивостоке состоится саммит АТЭС. Тем самым Россия надеется укрепить свои позиции в регионе. Но игра идет не на равных. Условия диктуют экономические тяжеловесы. Да и состав участников встреч в Пномпене тоже о чем-то говорит. Россию там будет представлять замминистра иностранных дел Игорь Моргулов.
Понятно, что внимание медиа будет приковано в первую очередь к тому, что скажут Ян Цзечи и Клинтон. Смысл усилий госсекретаря США состоит в том, чтобы перетащить на сторону США те государства, которые втянуты в спор с Китаем. Не случайно накануне конференции она побывала с визитом в Ханое.