Страсти кипят прямо у президентского дворца в Каире, куда приходят и сторонники, и противники Мурси.
Фото Reuters
Президент Мухаммед Мурси издал декрет, который может спровоцировать новый раунд конфронтации между «Братьями-мусульманами» и генералами. Президент пошел против Высшего совета вооруженных сил (ВСВС) и Конституционного суда, объявив о созыве парламента, распущенного почти месяц назад. По одной версии, армия была застигнута врасплох, но скоро отреагирует на выпад. По другой – назревают переговоры, которые могут закончиться компромиссом. Тем временем США активно налаживают связи с исламистским руководителем страны.
Декрет Мурси о созыве парламента, обнародованный в воскресенье, поверг в замешательство многих политиков в Каире. Конституционный суд страны заявил вчера, что решение о роспуске является окончательным и президент не вправе его игнорировать. Однако официальной реакции ВСВС, который принял власть от Хосни Мубарака в прошлом году, пока не последовало.
Тем временем наблюдатели и эксперты спорят, удастся ли Египту избежать новой конфронтации между военными и исламистами. В беседе с «НГ» академик РАН Алексей Васильев сказал, что «после революции в Египте две главные силы – «Братья-мусульмане» и военные. В течение всего периода до выборов между ними шли переговоры о том, какова будет новая форма государственного правления».
«Братья-мусульмане» склонялись к президентско-парламентской республике. Президент отвечал бы за внешнюю политику и согласовывал действия с ВСВС, а реальная власть перешла бы к правительству и «Братьям», – отметил эксперт.
Однако, по его словам, достичь договоренности о кандидатуре на пост президента не удалось. «Братья» выдвинули председателя своей Партии свободы и справедливости, а его соперником стал представитель военных кругов. Васильев указывает, что ситуация сложилась неустойчивая: «Военные внесли изменения в Конституцию, которые практически лишают президента власти. Мурси решился на сильный шаг, приостановив роспуск парламента». «Возможен новый серьезный виток противостояния с военными. В то же время не исключено, что стороны проведут переговоры и придут к компромиссу», – заключил академик.
Некоторые аналитики в Каире говорят, что армия знала о планах Мурси. А другие полагают, что генералы вряд ли стерпят столь открытый вызов их авторитету. «Декрет может породить политический кризис. Мурси выжидал момент для принятия решения, которое подтвердило бы, что именно он президент республики», – полагает Гамаль Эйд, известный в Египте адвокат, специализирующийся на защите прав человека.
Издав декрет, Мурси показал, что готов поставить на кон свою репутацию. Ведь согласно той версии раздела власти, которую отстаивают военные, его законодательная повестка дня и даже роль в формировании бюджета зависели от генералов. Президент демонстрирует, что не станет второстепенной фигурой.
С другой стороны, Мурси постарался смягчить удар. Декрет подразумевает, что полномочия нынешнего состава парламента ограничены по времени. Он может заседать только до того, как будет разработана новая Конституция. После этого в течение 60 дней должны состояться новые парламентские выборы.
Несмотря на то что полномочия, статус и будущее нового президента АРЕ пока под вопросом, США уже предприняли шаги по налаживанию контактов с ним. С Мурси встретился заместитель государственного секретаря США Уильям Бернс. От имени президента Барака Обамы он пригласил нового египетского лидера посетить в сентябре Белый дом.
Американские СМИ на этом фоне напоминают, что Египет является одним из главных союзников США на Ближнем Востоке и ради сохранения влияния на Каир Вашингтону необходимо договариваться с исламистами, приход которых к власти уже стал свершившимся фактом.