Вчера из Европейского центра ядерных исследований в Женеве (CERN) пришло сенсационное сообщение: в экспериментах на ускорителе Большой адронный коллайдер (LHC) обнаружена новая элементарная частица. По всем параметрам она якобы соответствует теоретически предсказанному бозону Хиггса. Собственно ради поиска этого бозона, предсказанного в 1964-м Питером Хиггсом, и был построен самый дорогой в истории человечества физический прибор – LHC.
Большой адронный коллайдер – кольцевой туннель глубоко под землей. В нем разгоняются до околосветовых скоростей и сталкиваются пучки элементарных частиц – протонов. И рождаются новые элементарные частицы, которые регистрируются четырьмя детекторами высотой с пятиэтажный дом.
Вчерашняя новость из CERN справедливо названа сенсационной, потому что открыта «частица Бога». Пафосное название оправданно: согласно Стандартной модели (теории, описывающей взаимодействие в микромире), бозон Хиггса, он же «частица Бога», ответственен за то, что все другие элементарные кирпичики материи обладают массой. Таким образом, подтверждена и сама Стандартная модель. Мир – Мироздание! – обрел окончательные материальные основы.
Про «частицу Бога» известно, что масса ее составляет примерно 125 гигаэлектронвольт. Новые результаты были доложены в ходе открытого семинара, который проводился непосредственно в CERN. Доклад делали представители двух групп ученых, работающих с детекторами ATLAS и CMS.
Впрочем, физики все еще осторожничают, мол, результаты предварительные. Они, например, могут оказаться отличными от предсказанных свойств бозонов Хиггса.
«Детекторы на Большом адронном коллайдере не могут зарегистрировать бозон Хиггса напрямую, но продукты его распада, которые живут достаточно долго, для того чтобы быть зарегистрированными, могут, – поясняет участник эксперимента ATLAS, старший научный сотрудник ФИАН Владимир Тихомиров. – Однако, и в этом заключается одна из основных проблем, те же самые частицы, на которые распадается Хиггс, могут быть рождены и в результате совершенно других процессов, которые к Хиггс-бозону отношения не имеют. И таких процессов гораздо больше, чем процессов с рождением и распадом бозона Хиггса».
Но дело не только в физике Большого адронного коллайдера, но и в большой политике.
Физиков из CERN, что называется, поджимали. После запуска в 2008 году LHC от них чуть ли не сразу стали ждать результата. Средства вложены многомиллиардные – оправдывайте! Но парочка поломок, чисто технических, долго не позволяла выйти на полную мощность. Тут же подсуетились американские коллеги: появились сообщения, что на их ускорителе элементарных частиц Теватроне – единственном более или менее конкуренте европейскому Большому адронному коллайдеру, удалось поймать нечто похожее на «частицу Бога». Оказалось – все не совсем так.
В каком-то смысле церновские физики – там, кстати, работают и несколько сотен физиков из России – просто не могли не открыть «частицу Бога». Иначе бы их, вполне возможно, самих закрыли.
Весной прошлого года в Интернет были выложены – анонимно – результаты исследований на детекторе ATLAS, из которых следовало, что бозон Хиггса открыт-таки! Фабиола Джианотти высказалась тогда в том духе, что подобные «открытия» происходят на коллайдере довольно часто, но последующим анализом не подтверждаются. Она призвала прессу верить не слухам, а лишь официальным сообщениям из ATLAS.
И вот вчера мы дождались такого официального сообщения. «Я могу подтвердить факт обнаружения частицы, соответствующей теории бозона Хиггса», – сообщил в среду на пресс-конференции в Лондоне исполнительный директор британского Совета по науке и технологии Джон Уомерсли. «Речь идет о предварительных результатах, но мы думаем, что они значительны», – продолжает настаивать представитель CERN Джо Инкандела.
Чтобы было понятно, почему физики так скромничают, приведу такую статистику. Четыре гигантских детектора LHC накапливают больше 10 млн. гигабайт данных о событиях при столкновении частиц в течение каждого года. Это эквивалентно содержанию примерно 20 млн. компьютерных компакт-дисков.
Надо дать время физикам разобраться в Ниагаре информации. А заодно и доступно рассказать нам, как устроен Универсум. Ни больше ни меньше.