Фото Reuters
На этой неделе Лондон обнародует детали военной реформы. В отличие от РФ, где расходы наращивают, Британия их сокращает. Численность сухопутных войск уменьшится до уровня, существовавшего после наполеоновских войн. Проект вызывает недовольство личного состава и генералов. По меньшей мере шесть из них объявили об уходе со службы по собственному желанию.
Сухопутные войска к 2020 году будут насчитывать 82 тыс. Это самый низкий уровень численности личного состава за два столетия, минувшие со времени наполеоновских войн. По меньшей мере пять пехотных батальонов будут ликвидированы или войдут в состав других подразделений. Часть солдат и офицеров переведут в территориальную армию, которая состоит из волонтеров, приданных регулярным частям или проходящих в них службу за рубежом.
План сокращений, который будет обнародован в четверг, вызывает недовольство как среди солдат и офицеров, так и среди генералов. По меньшей мере полдюжины из них объявили, что подают в отставку, сообщает Daily Telegraph.
Среди них генерал-майор Джонатан Шоу, ветеран войны в Ираке, в прошлом командир подразделений спецназа, комендант военной академии «Сандхерст» Патрик Мариот. Уходящие военачальники относились к числу наиболее перспективных офицеров. Они возмущены тем, как проводятся реформы, подчеркивает газета.
«Люди такого калибра уходят потому, что их ничего не держит в армии, им нужно делать карьеру в другой области», – говорит ведущий аналитик в области обороны Франсис Тьюза.
Полковник Ричард Кемп, ранее командовавший частью в Афганистане, сказал, что «громадное недовольство испытывают служащие всех званий. Они видят, что заработки, пособия и пенсии уменьшаются. Это крайне негативно влияет на настроение».
Подоплекой грядущих увольнений военных служит решение правительства Дэвида Кэмерона уменьшить дефицит бюджета, раздувшийся во время финансового кризиса.
Топор сокращений ударил по расходам на оборону сильнее, чем по расходам на социальные нужды. Что вполне естественно. Большая война маловероятна; многие англичане были разгневаны вторжением в Ирак, они недовольны и тем, что британские солдаты все еще воюют в Афганистане.
Правда, численность чиновников в других ведомствах и структурах, которым платит правительство, как и их заработки, тоже подвергаются урезанию. Будут уменьшены пособия, которые выплачивались «потомственным безработным». Но поскольку состояние социальной сферы сильнее всего влияет на избирателей, правительство действует тут с крайней осторожностью.
Однако такой подход не устраивает не только военнослужащих, но и ту часть политического истеблишмента, которая опасается, что уменьшение армии обернется падением влияния Соединенного Королевства в Североатлантическом блоке и охлаждением отношений с США.
Характерно мнение комментатора Чарлза Мура. Он сетует на то, что Филипп Хэммонд, нынешний министр обороны, прежде подвизался на ниве торговли медицинским оборудованием. Это вызвало в вооруженных силах ропот и бурление. Военные посчитали, что единственное, о чем Хэммонд заботится, – это сокращения.
В последнее время министр постарался вернуть доверие офицеров и солдат. Но все равно задача обороны отечества находится на втором плане у правительства, негодует Мур.
«Министры, одержимые жаждой сокращать, смотрят на объект сокращений как на врага… Раньше считалось, что оборона страны в руках консерваторов надежнее, чем в руках лейбористов. В XXI веке это уже неверный посыл. Положение плохое, оно не зависит от того, какая партия находится у власти», – утверждает обозреватель.