Фото Reuters
Давление на Иран усиливается. Совет ЕС официально подтвердил, что нефтяное эмбарго против Тегерана вступит в силу с 1 июля. А уже вчера США ввели санкции в отношении тех иностранных государственных банков и компаний, которые участвуют в торговле нефтью с Ираном.
Власти Евросоюза объявили Ирану нефтяное эмбарго, несмотря на возражения переживающей финансовый кризис Греции. Она призывала отсрочить наложение санкций, так как импортируемая из Ирана нефть помогает удовлетворять энергетические потребности страны. В частности, Тегеран предлагал Афинам наладить поставки нефти на условиях льготного кредита. Одновременно в Брюсселе пригрозили, что в случае отсутствия прогресса на дальнейших переговорах с Ираном пакет санкций может быть расширен.
Как известно, Иран – третий в мире экспортер нефти после Саудовской Аравии и России. По данным ОПЕК, экспорт иранской нефти составляет почти 72 млрд. долл. На долю стран ЕС до последнего времени приходилось около 20% вывоза. Крупнейшим же потребителем является Китай, закупающий свыше 20% иранской нефти.
Неудивительно, что вчера США ввели санкции в том числе и против китайских госорганизаций, участвующих в приобретении жидкого топлива в Иране. И это несмотря на то, что уже в I квартале Пекин сократил импорт нефти из Ирана на 30%.
Новые меры предполагают, что связанные с Ираном организации будут лишены доступа к американской банковской системе. Вместе с тем США исключили из списка государств, которых коснутся эти меры, 18 стран (в том числе Великобританию, Германию и Японию), поскольку они существенно сократили импорт иранской нефти.
В Конгрессе США отмечают своевременность санкционного нажима. «Настало время ввести в полном объеме все санкции против Ирана, – заявил член комитета Сената по международным отношениям Горвард Берман. – Мы должны завершить работу, цель которой – отрезать Иран от глобальной финансовой системы. Нам следует ликвидировать лазейки, позволяющие Центробанку Ирана обходить санкции. Также нужно усилить давление на Корпус стражей Исламской революции, сферу энергетики и судоходные компании».
Западные дипломаты отмечают, что иранское правительство начинает испытывать ощутимые последствия санкций, о чем свидетельствует требование Тегерана об их отмене, прозвучавшее недавно на переговорах с «шестеркой» международных посредников в Москве. По их данным, оказываемое на Иран экономическое давление уже привело к тому, что годовая инфляция там достигла 60%.
Однако в Иране заверяют, что способны справиться с последствиями санкций. «При всей серьезности нынешние санкции для Ирана все еще не смертельны, – сказал «НГ» главный научный сотрудник ИМЭМО РАН Георгий Мирский. – Фатальным стало бы полное эмбарго, но это исключено. Хотя бы потому, что Китай и Россия не допустят этого. Так же как они не допустят бензиновой блокады Ирана. Да и в одностороннем порядке Запад на это не пойдет, так как слишком много стран заинтересовано в бензиновом бизнесе с Тегераном».
Эксперт полагает, что смысл всех этих санкций – успокоить Израиль и предотвратить его удар по Ирану. «Если Израиль нанесет удар, это будет катастрофой для всех, и для Америки прежде всего. Поэтому, чтобы предотвратить такое развитие событий, нужно ужесточать санкции – и тем самым дать понять израильским руководителям: не беспокойтесь, рано или поздно под давлением санкций Тегеран должен будет пойти на компромисс по своей ядерной программе. Для Запада сейчас выбор такой: либо израильский удар, который приведет к войне цивилизаций, либо такое ужесточение санкций, которое должно заставить иранских руководителей понять, что игра не стоит свеч», – сказал Мирский.
При этом не следует забывать об особенностях психологии иранского руководства. «В Тегеране могут думать так: народ выдержит все, когда речь идет о национальной идее, достоинстве и величии нации. Но если мы скажем ему, что альтернативой является позорная капитуляция, отказ от ядерной программы, народ поймет и еще теснее сплотится вокруг правительства», – считает Мирский.
И действительно, духовный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи недавно вновь заявил, что санкции Запада не смогут препятствовать прогрессу Тегерана в его ядерной программе и только «углубят ненависть в сердце народа». Он сказал, что США и их союзники лгут о ядерной программе Ирана, чтобы отвлечь внимание от собственных проблем. «То, чего они боятся и им следует бояться, – не ядерный Иран, но исламский Иран», – подчеркнул Хаменеи.