Радослав Сикорский уверен, что фонд заработает в ближайшее время.
Фото ИТАР-ТАСС
Евросоюз намерен создать фонд поддержки обществ, страдающих от авторитарных режимов. Цель фонда – присуждать гранты движениям и организациям, которые борются за демократизацию строя. Как заявил глава МИД Польши Радослав Сикорский, «быструю и эффективную» помощь получат ближайшие соседи ЕС. Эксперты предлагают учредить такой же фонд в России.
На днях ЕС принял пакет мер, направленных на усиление правозащитных и продемократических аспектов европейской внешней политики. Одним из центральных пунктов стал проект Европейского фонда поддержки демократии. Известно, что фонд будет выдавать гранты тем, кто хочет способствовать демократизации, «глубоким и устойчивым» переменам в обществах с «авторитарными режимами». Скорее всего в число получателей средств из фонда ЕС попадут социальные движения, молодежные лидеры, институты гражданского общества, образовательные учреждения, другие фонды, СМИ и независимые журналисты (включая блогеров и активистов социальных медиа).
Как заявил в интервью «НГ» спикер постоянного представительства Польши при Евросоюзе Каспер Хмелевский, «данный фонд – совершенно новый инструмент в руках Европейского союза. Он был задуман, предложен и разработан во время польского председательства, и сегодня мы счастливы видеть результаты этих усилий».
По словам Хмелевского, остался последний вопрос – о финансовом участии стран-членов, и есть все шансы, что фонд начнет функционировать уже в следующем году. Что касается штаб-квартиры фонда, на данный момент решение по этому вопросу еще не принято, отметил он.
Представитель польской стороны также уточнил, что взносы в фонд будут производиться на добровольной основе, поэтому пока говорить о размерах фонда невозможно. Известен лишь принцип, в соответствии с которым любая внесенная в фонд сумма удваивается Европейской комиссией. «Некоторые государства-члены уже предварительно заявили о финансовом участии, поэтому мы надеемся, что общая сумма будет существенной», – сообщил Хмелевский. Вместе с тем он добавил, что фонд создается с целью поддержки не слишком заметных инициатив, близких к гражданским, а подобные проекты, как правило, малобюджетны и требуют меньших вложений, чем бюрократические институты. При этом кандидаты не будут подавать заявки в фонд, все решат чиновники в Брюсселе.
Фонд будет охватывать финансированием весь мир (исключая страны – члены ЕС). В проекте документа сказано, что речь идет прежде всего о соседях Евросоюза. Как предполагает сайт EUObserver, в центре внимания окажется Белоруссия, где, узнав о европейских планах, уже активизировались лидеры запрещенных организаций. Хмелевский подчеркнул, что решения по выделению средств из фонда будут продиктованы не региональными предпочтениями, а задачами по поддержке ценностей ЕС. Вместе с тем фонд будет согласовывать свои действия с общеевропейским курсом в иностранных делах. «А поскольку ближайшим соседям (Южное Средиземноморье, страны на восточной границе) по-прежнему отводится приоритетная роль во внешней политике ЕС, что вполне естественно, они могут также попасть и в сферу внимания фонда», – заключил польский представитель.
Между тем в интервью «НГ» пресс-секретарь представительства ЕС в России Сорен Либориус отметил: «Рад сообщить, что Европейский фонд поддержки демократии будет учрежден в ближайшее время. Речь идет об автономной организации, выдающей гранты, со штаб-квартирой в Брюсселе. Финансирование фонда будет осуществляться за счет добровольных пожертвований стран – членов ЕС, бюджета ЕС и других источников. Цель фонда - поддержать развитие демократии в странах переходного периода, прежде всего по соседству с ЕС. Правила фонда должны обеспечить быстрое и гибкое принятие решений и их реализацию».
По словам доктора политических наук Надежды Арбатовой, заведующей отделом европейских политических исследований ИМЭМО РАН, если создаваемый ЕС Фонд поддержки демократии направлен на защиту прав человека, на укрепление закона, там, где существует дефицит демократии, а не на поддержку оппозиционной политической деятельности, что, например, в России запрещено законодательно, то это благое дело. «Я думаю, что было бы неплохо, если бы и Россия создала подобный фонд, – считает Арбатова. – Чем больше была бы российская помощь своим правозащитным и образовательным организациям, тем меньше была бы необходимость в зарубежных грантах. Кроме того, такой фонд мог бы оказывать поддержку и за пределами России – на постсоветском пространстве, там, где права человека попираются авторитарными режимами, и в других странах, включая ЕС, где существуют такие проблемы, например в странах Балтии, в Румынии, Венгрии».