Будет ли в Сирии реализован ливийский сценарий? Cовет НАТО, заседавший вчера в Брюсселе, не дал прямого ответа на этот вопрос. Но он выразил солидарность и поддержку Турции. А Анкара, со своей стороны, заявила о возможности предпринять акцию возмездия. Основанием для нее может стать приближение сирийских частей к турецкой границе. Однако США пока делают ставку на свержение Башара Асада силами мятежников. ЦРУ добивается лучшей координации между их отрядами и надзирает за переброской оружия.
По просьбе Турции обсуждение на уровне постоянных представителей стран НАТО в Брюсселе велось в соответствии со статьей 4 Вашингтонского договора. Как следует из текста этой статьи, член альянса может запросить консультации, если, по его мнению, его территориальная целостность, политическая независимость или безопасность подверглись угрозе.
Судя по заявлению заместителя премьер-министра Турции Бюлента Арынча, Анкара могла обратиться с призывом о признании уничтожения турецкого истребителя сирийскими ПВО фактом нападения на весь альянс. Статья 5 договора о создании блока гласит, что нападение на одного из членов НАТО должно рассматриваться как нападение на всех членов. Значит, передало агентство AP, НАТО может предпринять акцию возмездия.
Однако так далеко альянс не пошел. После заседания генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен заявил, что Турция располагает поддержкой всех стран блока. «Безопасность альянса неделима. Мы стоим вместе с Турцией в духе полной солидарности». НАТО считает удар по турецкому самолету неприемлемым «и осуждает его в самых сильных выражениях», – подчеркнул Расмуссен.
Лишь второй раз в 63-летней истории блока была приведена в действие статья 4. Комментируя исход заседания, сотрудник Брукингского института в Вашингтоне Клара О’Доннел подчеркнула, что «у альянса сейчас нет особого желания предпринять то, что можно назвать контролируемой войной». Он действует осторожно, опасаясь, что военное вмешательство приведет в регионе к бойне на религиозной почве.
Характерно, что Расмуссен счел необходимым подчеркнуть: участники встречи не говорили о применении статьи 5. По его мнению, эскалации конфликта не будет. «Я бы ожидал, что Сирия предпримет все необходимые шаги, чтобы избежать таких событий в будущем», – пояснил генсек.
Более резко высказался премьер-министр Турции Реджеп Эрдоган. По сообщению Би-би-си, премьер сказал, что если сирийские войска приблизятся к границам Турции, это станет угрозой для его страны. Он также заявил о возможности предпринять акцию возмездия. При этом Турция «перед лицом несправедливости сама определит время, место и метод» такой акции.
На дипломатическом фронте Анкара не ограничивает свои демарши обращениями к союзникам по НАТО. Она действует и по линии ООН. Постоянный представитель Турции в ООН Эртугрул Апакан направил послание генеральному секретарю ООН Пан Ги Муну.
«Данные радиопереговоров ясно указывают на то, что сирийские армейские подразделения были полностью осведомлены обо всех обстоятельствах и о том, что самолет принадлежал Турции», – говорится в послании. В нем также утверждается, что позже сирийцы открывали огонь по другому турецкому самолету, который участвовал в поисковой операции.
Анкара направила послание и в Совет Безопасности ООН. В этом письме осуждается «враждебный акт» против Турции, но не выдвигается просьба предпринять какие-либо действия.
Однако Дамаск отверг турецкую версию инцидента. Представитель сирийского МИДа Джихад Макдиси охарактеризовал уничтожение самолета как акт обороны, поскольку самолет находился в сирийском воздушном пространстве.
Между тем последние события говорят о том, что именно турецко-сирийская граница, которую упоминал Эрдоган, может стать ареной вооруженных столкновений. По сведениям New York Times, под надзором ЦРУ в южной Турции «формируется и совершенствуется сеть» активистов-повстанцев, которые контрабандой переправляют в Сирию оружие, средства связи, полевые госпитали и деньги для платы тем сирийским солдатам, кто дезертирует из армии.
В результате контроль над севером и северо-востоком Сирии ускользает из рук ее правительства. Цель операции заключается в том, чтобы сменить режим президента Башара Асада.