Истребитель-разведчик турецких ВВС не случайно оказался в сирийском небе.
Фото Reuters
По требованию Турции Совет НАТО проведет сегодня в Брюсселе чрезвычайное заседание. Будет обсуждаться ситуация в связи со сбитым Сирией турецким истребителем. Этот инцидент может стать первым кирпичиком в подготовке базы для военного вмешательства в сирийский конфликт.
Анкара в воскресенье обратилась в Брюссель с просьбой срочно провести консультации в штаб-квартире НАТО. Глава МИД Турции Ахмет Давутоглу заявил в эфире телеканала TRT, что Анкара проинформирует НАТО, членом которого она является, об инциденте с Сирией «в рамках 4-й статьи Договора о Североатлантическом альянсе». Она предусматривает консультации между странами – членами альянса в случае, если одна из них считает, что ее «территориальная целостность, политическая независимость или безопасность» находится под угрозой.
Министр не уточнил, пойдет ли речь о просьбе задействовать положение о «коллективной безопасности» 5-й статьи договора. В ней говорится, что в случае вооруженного нападения на одного или нескольких участников альянса другие члены НАТО оказывают помощь, включая применение вооруженной силы.
Как сказал «НГ» член Международно-правового совета при МИД РФ, международный арбитр ООН по морскому праву Владимир Котляр, Совет НАТО собирается в Брюсселе еще и для того, чтобы урегулировать существенный вопрос. «Сирия, сбившая турецкий самолет, – страна неевропейская. А в случае применения вооруженной силы против члена НАТО вне территории Европы или Северной Атлантики автоматический механизм взаимопомощи не работает», – утверждает эксперт.
До сих пор НАТО заявляла, что не намерена вмешиваться в ситуацию в Сирии. Однако истребитель-разведчик RF-4E Phantom турецких ВВС не случайно залетел в сирийское небо, сказал «НГ» экс-главнокомандующий российских ВВС (1992–1998) Герой России генерал армии Петр Дейнекин. «Перед ним стояла цель – вскрыть организацию системы сирийской ПВО. Конечно, пилоты этого самолета не рассчитывали, что их собьют, иначе они были бы более предусмотрительны. Но выявить расположение сирийских радиотехнических средств, те зоны воздушного пространства, которые они перекрывают, систему связи между радиотехническими средствами и зенитно-ракетными, а также с командными пунктами – это, как говорится, к гадалке не ходи, было их святой обязанностью», – считает он.
Дейнекин обратил внимание и на избирательный подход западных политиков на инцидент: «Когда американцы сбили иранский пассажирский лайнер над нейтральными водами Персидского залива или украинские военные пассажирский Ту-134 над Черным морем, никакие международные организации никто привлекать к этим событиям не стал. А как только пострадал член НАТО, так сразу и консультации в Брюсселе собираются проводить, и привлекать Совет Безопасности ООН».
Госсекретарь США Хиллари Клинтон не замедлила осудить сирийские власти за «наглое и недопустимое» уничтожение турецкого военного самолета и пообещала сотрудничать с Турцией для выработки адекватного ответа. «Мы будем поддерживать тесные отношения с властями Турции во время проведения расследования инцидента со сбитым самолетом и выработки адекватного ответа, включая привлечение Совета Безопасности ООН», – предупредила она.
Министр иностранных дел Великобритании Уильям Хейг заявил, что Лондон готов поддержать решительные действия Совета Безопасности ООН против правительства Башара Асада. А глава МИД Франции Лоран Фабиус назвал неприемлемым уничтожение ПВО Сирии турецкого самолета. «Самолет не имел вооружения и совершал запланированный полет. Он был сбит без предупреждения, это недопустимо», – заявил Фабиус в преддверии встречи руководителей МИДов 27 стран Евросоюза, которая состоялась вчера в Люксембурге. На ней также обсуждался кризис в отношениях Анкары и Дамаска.
Генерал-майор в отставке, замдиректора Института США и Канады РАН Павел Золотарев считает, что нарушение турецким боевым самолетом воздушного пространства Сирии – обыкновенная провокация. Обстановка внутри страны и вокруг нее сознательно накаляется все больше и больше. Становится понятно, что сама оппозиция, даже с помощью заинтересованных в этом государств, свалить режим Асада не в состоянии, им нужна поддержка извне. Но легитимным способом, проводя необходимые резолюции через Совет Безопасности ООН, сделать это не удается.
Натовские страны ищут другие обходные пути для легализации своего вмешательства в дела суверенного государства. И один из этих путей – провокация с турецким истребителем. Это наработка поводов для расширения военного конфликта.
«Сирийские военные, – утверждает генерал, – действовали абсолютно правильно. В той сложной и напряженной ситуации, когда на небольшой высоте и на сверхзвуковой скорости с запада в глубь страны летит с неясными целями неопознанный боевой самолет и не отвечает на запрос «свой-чужой», времени на долгие размышления практически не остается. И военные поступают так, как должны. Открывают по нему огонь».
Удивляет собеседников «НГ» и непоследовательная позиция турецкого руководства. Сначала президент Турции Абдулла Гюль признал возможность нарушения турецким F-4 воздушного пространства Сирии из-за высокой скорости полета. «Это не злонамеренные действия, они не поддаются контролю из-за высокой скорости истребителя», – утверждал он, согласно сообщению Анатолийского информагентства. Затем глава МИДа Давутоглу заявил, что «турецкий истребитель был сбит не над территорией Сирии, а в международном воздушном пространстве». Как это может быть, удивляются эксперты, если «Фантом» лежит на дне Средиземного моря примерно в 1300 метрах от сирийской береговой черты, а территориальными водами любого государства считается полоса в 12 миль (около 20 км).
Было на борту «Фантома» оружие или нет, на экране радара определить невозможно. При этом Золотарев не исключил, что сирийцы действовали вполне осознанно. Не только пресекли полет нарушителя государственной границы, но и продемонстрировали силу своей системы ПВО. Дали сигнал всем тем, кто попытается напасть на них с воздуха, – безнаказанным такое нападение не останется.
По сведениям из открытых источников, в том числе и справочника Лондонского международного института стратегических исследований, сирийские ПВО располагают хорошо развитой системой ПВО. В нее входят как стационарные зенитно-ракетные комплексы еще советского производства С-125 «Печора», С-200 «Волга» и С-300ПМУ «Фаворит», так и подвижные зенитно-ракетные системы «Оса-АКМ» (14 единиц), «Стрела-1» (20 единиц), «Бук-М1» (20 единиц), «Стрела-10» (30 единиц). Поступили на вооружение Дамаска и зенитно-ракетные пушечные комплексы «Панцирь-С1». Кстати, этим комплексом и был сбит турецкий «Фантом». Кроме того, на вооружении подразделений сухопутных войск есть переносные зенитно-ракетные комплексы «Стрела» и «Игла», их насчитывается более 4 тыс.
Судя по этому перечислению, Сирия – не Ливия, где НАТО предприняла военную операцию в прошлом году. «Хотя в НАТО ливийская операция и считается успешной, альянс по этому пути вряд ли пойдет, – сказала «НГ» директор Центра европейской безопасности Татьяна Пархалина. – Россия и Китай резолюцию Совета Безопасности ООН по Сирии ни в коем случае не пропустят. А это значит, что в случае военного вмешательства НАТО произойдет раскол мирового сообщества и обострение противоречий России с Североатлантикой. Что не нужно ни России, ни НАТО».
Пархалина напомнила, что в соответствии с последней стратегической концепцией НАТО, утвержденной в 2010 году в Лиссабоне, альянс должен действовать под зонтиком СБ ООН. Правда, уже однажды НАТО «пошла в бой», не заручившись соответствующей резолюцией Совбеза. Речь идет о воздушной операции против бывшей Югославии. Что же касается 5-й статьи Вашингтонского договора, то НАТО впервые активировала ее после терактов 11 сентября 2001 года, чтобы защитить Америку. Однако Вашингтон не стал полагаться на помощь НАТО в целях обеспечения своей безопасности.
По мнению же директора Института политического и военного анализа Александра Шаравина, «натовцы всегда найдут тысячу оправданий для своих действий и подведут под них законодательную базу, а Россия будет утверждать, что все это не соответствует международному праву». Шаравин убежден, что силовая акция против Сирии рано или поздно будет предпринята, но для этого необходима серьезная подготовка. «Несмотря на присутствие в регионе достаточно крупной группировки НАТО и 6-го флота США, сегодня альянс для интервенции в Сирию не готов. Тем более что и с Ираном крайне напряженная ситуация. Так что кто станет первым объектом и когда, сказать трудно. Ведь возможности у НАТО не безграничные», – сказал Шаравин «НГ».