По инициативе премьер-министра Италии Марио Монти в Риме прошла встреча четырех лидеров европейских стран. Он пригласил канцлера ФРГ Ангелу Меркель, президента Франции Франсуа Олланда и премьера Испании Мариано Рахоя для согласования позиций перед саммитом ЕС, который откроется 28 июня в Брюсселе.
На спасение еврозоны осталась одна неделя. Такое мнение выразил Монти в интервью ряду европейских изданий накануне римской встречи. В ситуации, когда кризис достиг критической стадии, необходима еще большая интеграция в Евросоюзе, в том числе банковская и фискальная, уверен он.
«Мы признаем, что нам нужно послать сигнал – сигнал сплоченности, согласованности, достойной совместной работы, сигнал солидарности, – сказал Монти по окончании европейского мини-саммита. – И мне кажется, сегодня нам это удалось».
В свою очередь, Меркель подчеркнула, что необходимо еще большее политическое сближение стран ЕС. «Уроком кризиса должно стать не меньшее, а большее сотрудничество в Евросоюзе», – заявила канцлер. За дальнейшее укрепление партнерства высказался и Рахой: «Мы хотим больше Европы!» А Олланд признал, что Франция в конечном счете могла бы поступиться суверенными правами в бюджетных вопросах.
Четыре крупнейшие страны еврозоны намерены отойти от политики экономии ради экономии и перейти к стимулированию экономического роста в Старом Свете. Их лидеры высказались за принятие весьма масштабного пакета мер по оживлению конъюнктуры. Его бюджет должен составить 130 млрд. евро – это примерно 1% ВВП всего Евросоюза. «Мы едины во мнении, что пакет по стимулированию экономического роста совершенно необходим, – заявил Олланд. – Встреча в Риме наполнила эту идею конкретным содержанием».
Кроме того, участники мини-саммита поддержали введение в Евросоюзе налога на финансовые транзакции. По их мнению, финансовые рынки пока в недостаточной степени участвуют в урегулировании кризиса.
Впрочем, меры жесткого контроля остаются на повестке дня. Об их важности вновь говорила Меркель, с чьим именем и связывают в первую очередь политику повсеместных сокращений и урезаний. Однако она уже не возражала категорически против банковского союза и евробондов, на выпуске которых продолжает настаивать Олланд. Канцлер не сказала об этом прямо, но дала понять, что готова согласиться на совместную ответственность за долги, если накопление этих долгов тоже будет осуществляться под общим контролем.
Похоже, если еще вчера позиции Парижа и Берлина были далеки от согласованности, то сегодня они пусть медленно, но идут на сближение. Удивительно то, что участники встречи ни разу не вспомнили о Греции, по крайней мере официально. Не прозвучало ни слова и о том, как можно быстро снизить угрожающе высокую стоимость размещения испанских и итальянских гособлигаций. Сам Монти ранее предлагал такие краткосрочные меры, как скупка облигаций Европейским центробанком от имени стабилизационных фондов EFSF и ESM. А Меркель промолчала о неудачной попытке в установленные сроки ратифицировать в Германии договор о создании Европейского стабилизационного механизма. И это – не особенно убедительный сигнал для крайне нервозных в последнее время финансовых рынков.