Президент РФ Владимир Путин не предвидит перемен в курсе Вашингтона на создание системы ПРО после президентских выборов в США. В то же время Москва готова к сотрудничеству по ПРО в треугольнике Россия–США–Европа и видит путь к устранению разногласий. Эксперты усмотрели в этом стремление найти более гибкий, чем раньше, подход к проблеме ПРО.
Владимиру Путину на пресс-конференции по итогам саммита G20 в Лос-Кабосе было задано не меньше вопросов о двусторонних контактах с участниками форума, чем собственно о коллективной дискуссии. Причем журналистов прежде всего интересовали содержание беседы российского лидера с президентом США Бараком Обамой и оценка российско-американских отношений.
На вопрос о том, рассчитывает ли Путин после переизбрания Обамы добиться изменения курса Вашингтона по ПРО, Путин сказал: «Думаю, что проблема ПРО не будет решена вне зависимости от того, будет переизбран Обама или не будет. Соединенные Штаты идут по пути создания своей собственной системы противоракетной обороны уже не один год. Я пока не вижу ничего, что могло бы изменить их подхода».
В то же время Путин подтвердил готовность России найти формулу сотрудничества в этой области. Он предложил умножить усилия России, США и Европы. «Я считаю, что кардинально можно было бы изменить ситуацию только в том случае, если бы Соединенные Штаты согласились с нашим предложением: оно заключается в том, чтобы мы – и Россия, и Соединенные Штаты, и Европа – были бы равноправными участниками этого процесса», – сказал президент РФ.
В этом случае «все три участника этого процесса совместно бы создали эту систему, совместно бы имели возможность оценивать исходящие угрозы и могли бы совместно управлять этой системой, принимать решения по ее использованию».
Не исключены менее амбициозные решения. По словам Путина, «это совсем не значит, что мы не способны договориться о каких-то фрагментах данной общей работы».
Комментируя эти слова Владимира Путина, заместитель директора Института США и Канады член-корреспондент РАН Виктор Кременюк отметил в них желание найти более гибкий, чем раньше, подход к проблеме ПРО. «В деле создания системы ПРО уже пройдена так называемая точка возврата, – отметил эксперт. – Приняты решения по линии НАТО, выделены соответствующие ассигнования, процесс создания системы идет полным ходом – и его уже не остановить».
По мнению Кременюка, встреча Путина и Обамы, первая после избрания на новый срок президентом страны, в значительной степени была посвящена «сверке часов» и обсуждению вопроса о ПРО и не могла быть обстоятельной. Но уже ясно, что, столкнувшись с отказом Вашингтона обсуждать наше прежнее предложение о секторальном принципе создания системы ПРО, Москва хочет модифицировать свой подход.
В тот же день, когда проходила пресс-конференция в Лос-Кабосе, в США по радио выступил соперник Обамы на выборах Митт Ромни. Отвечая на вопрос о его оценке России, политик-республиканец не отказался от сказанных ранее слов, что наша страна – «геополитический противник» Америки. Но несколько подправил свою аргументацию.
«Конечно, мы не враги. Мы не боремся друг с другом, и времена холодной войны закончились, – сказал Ромни. – Однако Россия является нашим геополитическим противником, и в связи с этим думаю, вполне понятно, что они продолжают проводить политику, противоречащую интересам нашего государства».
Напомним, в конце марта Ромни назвал Россию «геополитическим противником Америки № 1». Тогда Белый дом заявил, что претендент на пост президента США «забыл, что холодная война завершилась». Теперь Ромни несколько подкорректировал свои оценки, считает эксперт.