Фото Reuters
После окончания выборов военные опубликовали декрет, который резко ограничивает полномочия президента. До избрания нового парламента вооруженные силы будут выполнять функции законодательного органа. Новая Конституция будет одобрена на референдуме. Оппозиция заявляет, что декрет равносилен военному перевороту. Даже если утверждения «Братьев-мусульман» о победе их кандидата верны, новый глава государства не сможет контролировать генералов.
Военные руководители Египта опубликовали вечером в воскресенье, после окончания второго тура президентских выборов, конституционный декрет. Он предоставляет вооруженным силам огромные полномочия. Согласно этому решению, президент будет играть второстепенную роль.
В результате даже если заявления «Братьев-мусульман» о победе их кандидата Мухаммеда Мурси будут подтверждены после окончательного подсчета голосов, ему придется считаться с тем, что генералы сохранили и даже расширили свой привилегированный статус.
Генералы ранее обещали передать власть новому гражданскому правительству к концу июня. Теперь же они ведут дело к установлению военной диктатуры, утверждают оппозиционные политики.
«Египет покинул сферу арабской весны и вступил в сферу военной диктатуры. Это хуже всего, чего мы боялись», – заявил известный правозащитник Хоссам Бахгат.
Декларация, опубликованная в государственной газете, не была неожиданной. Но оказалось, что военные сохранили за собой гораздо более широкие полномочия, чем предполагали наблюдатели.
Согласно декрету, президент не сможет контролировать бюджет армии, назначения на высшие командные посты, также он не будет обладать правом объявлять войну без согласия генералов.
В документе говорится, что военные вскоре объявят состав органа, который разработает проект новой Конституции. Она должна будет получить одобрение на референдуме. После вступления Конституции в силу будут проведены парламентские выборы. Новый парламент должен будет прийти на смену нижней палате, в которой доминировали исламисты.
Палата была распущена на прошлой неделе, после того как Верховный конституционный суд постановил, что треть депутатов была избрана незаконно.
Администрация президента США Барака Обамы не спешила с обнародованием комментариев по поводу событий в Египте. Но декрет, вероятно, обострит разочарование администрации по поводу того, что США теряют влияние в Египте, отмечает Washington Post.
Менее чем за 48 часов до опубликования декларации военных министр обороны США Леон Панетта позвонил главе Высшего совета вооруженных сил Египта фельдмаршалу Мухаммеду Хуссейну Тантауи и подчеркнул, что нужно «обеспечить полный и мирный переход к демократии».
Гораздо резче прореагировали на роспуск египетского парламента конгрессмены. Председатель сенатского подкомитета по ассигнованиям Патрик Лихи потребовал, чтобы Государственный департамент пока не выделял военную помощь Египту, которая в этом году должна составить 1,3 млрд. долл.
Тем временем «Братья-мусульмане» объявили, что их кандидат Мухаммед Мурси опережает бывшего премьер-министра Ахмада Шафика с перевесом в 48–52%. Этот результат был достигнут, когда подсчет большинства голосов был закончен.
Телеканал, связанный с «братьями», сообщил, что Мурси получил 13 млн. голосов. Государственное ТВ признало, что он действительно лидирует, согласно предварительным данным.
Однако лагерь сторонников Шафика отказывается принять утверждения исламистов за истину.