Кандидат-исламист Мухаммед Мурси верит в свою победу.
Фото Marvan Naamani/AFP
Вчера в Египте закончился второй тур выборов президента. За победу боролись Ахмад Шафик, соратник бывшего президента Хосни Мубарака, и представитель движения «Братья-мусульмане» Мухаммед Мурси. Голосованию предшествовала политическая драма. Судьи, назначенные предыдущим режимом, распустили парламент, в котором доминировали исламисты. Ожидают, что генералы, к которым 16 месяцев назад перешла власть, объявят о том, какими полномочиями будет располагать глава государства.
Второй тур президентских выборов состоялся после того, как Высший конституционный суд постановил, что парламент, в котором ведущей силой были исламисты, должен быть немедленно распущен. Голосование прошло в условиях, когда политическое будущее страны стало труднопредсказуемым.
Сам факт, что избирателям пришлось делать выбор между Шафиком и Мурси, отражает поляризацию в египетском обществе. Шафик, в прошлом генерал ВВС, был премьер-министром перед свержением Мубарака. А Мурси поддерживает движение «Братья-мусульмане», которое ранее действовало в подполье.
Что принесут первые в Египте свободные президентские выборы? Станут ли они вехой на пути к демократии или послужат фасадом, скрывающим восстановление старых порядков? На эти вопросы пока нет ответа.
Высший совет вооруженных сил получил власть после падения режима Мубарака 16 месяцев назад. Он заявлял, что второй тур президентских выборов станет заключительным шагом к передаче власти гражданским.
Однако демократически избранный парламент, это главное завоевание революции, распущен. И военные начали работу над новой временной Конституцией, которая определит, какими полномочиями будет располагать президент, завоевавший доверие большинства избирателей.
В беседе с «НГ» эксперт по Ближнему Востоку и Северной Африке, кандидат политических наук Ирина Мохова отметила: «Роспуск парламента, на который пошли военные перед решающим туром голосования, объясняется высокими шансами на победу Мухаммеда Мурси. Тогда и исполнительная, и законодательная власти оказались бы в руках «Братьев-мусульман».
Ввиду того что в Египте до сих пор не принята новая Конституция, «Братья» при контроле над этими ветвями власти, очевидно, написали бы ее под себя. При таком развитии событий военные потеряли бы ключевые рычаги власти.
Высший совет вооруженных сил, который управляет Египтом в настоящее время, потерял бы влияние в пользу более легитимных новых институтов власти под контролем «Братьев-мусульман».
Дальнейшие действия, которые могут предпринять «Братья», предполагают серьезные риски для военных. Прежде всего военные опасаются начала судебного преследования как по делам о коррупции, так и за силовое подавление мирных демонстраций и репрессий. Получение «Братьями» всей полноты власти в Египте также чревато осложнением региональной обстановки. В этом случае не исключен пересмотр Кэмп-Дэвидского соглашения, что потенциально может дестабилизировать ситуацию в регионе.
Значит, военные решили взять власть? Просто они не захотели с ней расставаться. Роспуск легитимно избранного парламента – очевидный военный переворот. Однако в этой связи возникает вопрос: пошли бы на такой шаг военные без получения поддержки и определенных гарантий со стороны США? Скорее всего нет. Существуют подозрения и относительно закулисных договоренностей между военными и «Братьями», суть которых, очевидно, прояснится позднее. Иначе как объяснить тот факт, что Мурси, представляющий самую мощную политическую силу в Египте, спокойно принял решение о роспуске парламента?
Вследствие этого переворота Египет ждет новая волна массовых протестов, волнений, которая приведет к новым столкновениям с силами правопорядка, прогнозирует эксперт.
Резкий контраст между двумя соперниками продемонстрировало даже их поведение во время голосования. Шафик прибыл в субботу на избирательный участок в Каире в окружении охраны, состоявшей из офицеров полиции и армии. Они выставили кордоны вокруг участка. Шафик под прицелом видеокамер вел себя, как его бывший босс, отмечает New York Times.
Мурси же отдал свой голос в городе в дельте Нила. Несмотря на зной, он стоял в очереди более двух часов. Когда Мурси вышел из участка, его сторонники стали выкрикивать: «Бог велик!»
Если победит Мурси, ему придется вести длительную борьбу за власть с генералами. А успех Шафика, возможно, приведет к тому, что он станет новым сильным правителем, действия которого не будут ограничены ни Конституцией, ни парламентом.
Окончательные итоги голосования, как ожидается, будут объявлены 21 июня.