Саудовская Аравия заинтересована в приобретении от 600 до 800 немецких танков «Леопард-2». Причем новейшей боевой модификации. Об этом со ссылкой на информацию, полученную в правительственных кругах, сообщила вчера берлинская Bild am Sonntag.
Как видно, вопрос о поставке германских тяжелых наступательных вооружений остается в повестке дня германо-саудовских отношений. С течением времени объем давно замышляемой танковой сделки возрастает. Год назад, когда сведения о ней проникли в прессу и стали предметом интерпелляции оппозиции в Бундестаге, речь шла о 200 машинах. Теперь в несколько раз больше. Германскому ВПК светит один из крупнейших гешефтов в его послевоенной истории. В промышленных кругах уже подсчитано, что с учетом оснастки, обучения технике и поставок запчастей он сулит около 10 млрд. евро.
Соблазн велик, но политически чреват проблемами для федерального правительства. Во-первых, такая сделка не сообразуется с принципом политики ФРГ, не допускающим поставки тяжелых вооружений в регион конфликта, коим является Ближний Восток. Но еще щепетильнее, что она никак не сочетается с декларируемыми Берлином демократическими ценностями: вооружения предназначаются для деспотии, где, по докладам Amnesty International, да и высказываниям уполномоченного федерального правительства по вопросам прав человека, имеют место произвол, пытки, казни и т.п.
По сведениям немецкой прессы, договор о поставке Эр-Рияду первой партии в 300 «Леопардов» готов к подписанию. Но федеральное правительство не спешит. Намечавшееся в начале июня заседание Федерального совета безопасности, решающего вопросы экспорта вооружений, было отложено. Видимо, в острой ситуации еврокризиса, необходимости обеспечения голосов оппозиции для ратификации фискального договора канцлерин Ангеле Меркель ни к чему очередной шквал критики по поводу танкового экспорта «не туда и не тем».
В кабинете идут споры. Как пишет Bild am Sonntag, «в то время как ведомство федерального канцлера, а также МИД и Минобороны сигнализируют сомнения, в Министерстве экономики имеются сторонники гешефта». Их аргумент: сделка может гарантировать будущее танковых концернов Krauss Maffei Wegmann и Rheinmetall, нуждающихся вследствие реформы бундесвера в новых рынках сбыта.
На этом фоне привлекает внимание состоявшийся в первой декаде июня визит вице-канцлера и министра экономики ФРГ Филиппа Рёслера в Саудовскую Аравию. Его сопровождали около 80 представителей германского бизнеса. Вслед за Китаем, чей экспорт в Саудовскую Аравию вырос в 2011 году на 43%, составив без малого 15 млрд. долл., а также США (показатели которых соответственно составили 19,2% и 13,8 млрд. долл.), Германия тоже отвоевывает себе место под аравийским солнцем. В прошлом году ее экспорт в королевство увеличился на 18%, хотя его сумма отстает: 9,5 млрд. долл. Во время визита Рёслера обсуждались проекты широкого участия немецких фирм в планируемом саудовцами крупном субсидировании жилищного строительства, здравоохранения, энергохозяйства.
Танковый вопрос официально не поднимался. Но в составе делегации был экономический представитель фракции ХДС/ХСС и заодно член бундестаговского комитета обороны Йоахим Пфайфер. Когда его спросили о «Леопардах», он ответил прямо: «Саудовская Аравия уже многие десятилетия является надежным партнером Запада. И я считаю абсолютно допустимым поставлять ей вооруженческую технологию».
Очевидно, подготовка к этому идет. В конкурентном противоборстве танковых предложений Эр-Рияду, в котором участвовал и американский М1 «Адамс», верх взял «Леопард-2». Возможно, он будет поставляться кружным путем через Испанию, где сборку этих боевых машин по немецкой лицензии осуществляет фирма General Dynamics/Santa Barbara. Bild am Sonntag пишет, что модель была модифицирована для действий в пустыне, и, как негласно говорят посвященные депутаты Бундестага, несколько «Леопардов» уже проходят в Саудовской Аравии длительный тест.