Фото Reuters
7 июня член Конгресса США Илеана Рос-Лехтинен проводит очередные слушания в Комитете по международным делам палаты представителей. Однако вместо того чтобы использовать обширные ресурсы своего комитета во благо страны, она собирается рассмотреть весьма сомнительный проект – «список Магнитского», возникший по заказу иностранных лоббистов, включая представителей российской оппозиции.
Законопроект H.R. 4405 ссылается на скандальный инцидент со смертью в российской тюрьме из-за отказа в медицинской помощи адвоката Сергея Магнитского, находившегося под стражей в ожидании суда по делу о налоговом мошенничестве. По словам российского президента Владимира Путина, эта смерть была трагедией. Дмитрий Медведев уволил из-за этого нескольких высших тюремных чиновников местного и федерального уровня. Расследование жестокого обращения с Магнитским и дело о предполагаемом уклонении от налогов его работодателя – фонда «Эрмитаж» – продолжается, так при чем же здесь Конгресс США?
Проект «список Магнитского» призывает к отказу в выдаче американских виз и замораживанию активов для всех российских чиновников, замешанных в «деле Магнитского» и других грубых нарушениях прав человека. Однако посольства США за рубежом имеют полное право для отказа во въездной визе любому человеку без каких-либо объяснений, и они часто используют это право, вспомним, например, Иосифа Кобзона. Заморозить иностранные активы чуть сложнее, но и это возможно при наличии хорошего обоснования. Недавнее замораживание иранских, ливийских или сирийских активов – наглядные примеры того, как это делается без участия Конгресса.
Кроме того, использование имени Магнитского в данном законопроекте – яркое свидетельство «избирательного правосудия», то есть того, в чем мы часто обвиняем Россию. Подобные случаи смерти в местах лишения свободы, связанные с отказом от надлежащего медицинского обслуживания, как ни печально, имеют место и во многих других странах, включая Соединенные Штаты (например, случай гибели Адама Монтойя в федеральной тюрьме г. Пекин, штат Иллинойс, в 2009 году).
Есть большие подозрения, что законопроект «список Магнитского» имеет мало общего с наказанием его мучителей, но призван «подразнить медведя», а точнее президента России Владимира Путина. Некоторые полагают, что такая демонизация Путина, поддержка со стороны которого Америке столь необходима в различных частях света, в корне противоречит интересам национальной безопасности США.
Конгресс не в первый раз используется в «охоте на ведьм». В 2007 году этот же комитет продвинул резолюцию о якобы причастности российских властей к отравлению бывшего сотрудника КГБ Александра Литвиненко, сбежавшего из России и ставшего гражданином Великобритании.
Подобные обвинения со стороны Литвиненко на смертном одре в адрес Путина стали одной из наиболее громких сенсаций в конце 2006 года. Однако теперь уже ясно, что эта история была сфабрикована группой лондонских «правозащитников», которые наняли известное британское PR-агентство для распространения дезинформации. Афера является предметом книги бостонского издателя Уильяма Данкерли «Фальшивое убийство Литвиненко». К сожалению, Конгресс США позволил использовать свою высокую трибуну для черного пиара, надолго отравившего отношения России и Запада.
Америке с учетом ее проблем необходимо увеличивать список друзей, а не врагов. К сожалению, все спонсоры сомнительного законопроекта H.R. 4405, которым пытаются заменить полностью устаревшую и ныне вредящую интересам американского бизнеса поправку Джексона–Вэника, очевидно, думают иначе. Возможно, это одна из причин, почему Конгресс теряет свой кредит доверия и его рейтинг опустился ниже 10%.
Члены Конгресса США избираются для отстаивания интересов американского народа, а не иностранных лоббистов. Мы должны двигаться по пути создания взаимовыгодного американо-российского сотрудничества в различных сферах безопасности и экономики.
Не могу не отметить, что посол США в России Майкл Макфол, которого часто критикуют российские официальные лица и СМИ, в вопросе об этом законопроекте разделяет нашу точку зрения.