В Египте на многих избирательных участках наблюдался ажиотаж, а их работу пришлось продлить на час.
Фото Reuters
Вчера в Египте завершился первый тур выборов президента страны. Несмотря на запрет пропаганды, он прошел в атмосфере напряженной борьбы между основными политическими силами. «Братья-мусульмане» заранее объявили о победе выдвинутого ими кандидата Мухаммеда Мурси, а популярный независимый кандидат-исламист Абдель Монейм Абуль-Футух публично заявил, что сторонники прежнего режима намерены сфальсифицировать результаты голосования.
Исам аль-Арьян, замглавы Партии свободы и справедливости – политического крыла «Братьев-мусульман», заявил, что, согласно данным за первый день голосования, Мухаммед Мурси победил на выборах президента. «Мы надеемся, что во второй день явка избирателей будет еще выше и мы добьемся победы», – сказал аль-Арьян.
Сторонники другого кандидата – бывшего премьер-министра Ахмеда Шафика призвали вчера прийти к избирательным участкам даже тех, кто уже проголосовал. «Выборы еще не закончились. А те, кто уже проголосовал, все равно приходите к избирательным участкам, наблюдайте, сообщайте о любых нарушениях, составляйте протоколы», – говорится в сообщении на страннице предвыборного штаба Шафика в сети Facebook.
Напомним, в гонке участвуют 13 кандидатов. Для победы в первом туре нужно набрать более 50% голосов, что скорее всего никому из них не удастся. Поэтому судьба президентского кресла решится во втором туре, запланированном на 16–17 июня. Окончательные итоги планируется обнародовать 21 июня, а с 1 июля военные должны передать власть гражданскому руководству.
Несмотря на вчерашние громкие заявления, пока трудно судить, кто имеет преимущественные шансы на победу. Опросы общественного мнения дают весьма противоречивые результаты.
Однако круг лидеров уже определился. В него помимо уже упомянутых Мухаммеда Мурси, Абдель Монейма Абуль-Футуха и Ахмеда Шафика можно еще включить бывшего генсека ЛАГ Амра Мусу. Судя по этому списку, основное противостояние происходит между исламистами и светскими деятелями, связанными в прошлом с режимом Хосни Мубарака.
Исламисты контролируют три четверти мест в парламенте, поэтому в стране есть и те, кто опасается установления теократии, в случае если президентом станет их ставленник. «Братья-мусульмане» уверяют, что не намерены превращать Египет в подобие Саудовской Аравии, заставлять женщин носить паранджу и рубить руки пойманным ворам, но они не скрывают своих планов внедрить в стране несколько облегченную версию шариата.
Наблюдатели отмечают, что в Египте также достаточно людей, готовых поддержать представителей прежнего режима, который ассоциируется в их представлении со стабильностью.
Остро стоит вопрос о том, смирится ли проигравшая сторона с поражением. Исламисты, например, пригрозили волной протестов, если победит Шафик, которому благоволят военные. По их словам, такое возможно только путем подтасовки результатов.
Между тем новому президенту независимо от политической принадлежности придется решать целый ворох проблем. В первую очередь ему надо заняться вопросами безопасности. После революции массовые уличные протесты и столкновения превратились в норму жизни. В то же время ухудшилась криминогенная обстановка, участились случаи грабежей и преступлений на сексуальной почве. Особняком стоит проблема Синая, где вовсю орудуют банды бедуинов, контрабандисты, террористы и вооруженные салафиты.
Другая насущная проблема – принятие новой Конституции, которая должна закрепить демократические основы египетского государства, в том числе определить полномочия главы государства.
Но все это лишь пролог к решению главной задачи – восстановление экономики Египта, серьезно пострадавшей в результате кризиса. Дефицит бюджета достиг 24 млрд. долл., а золотовалютные резервы сократились на 60%. Эксперты считают, что Египту нужны решительные экономические реформы, которые помогут начать усиленную борьбу с безработицей и бедностью.