Вашингтону не удается стабилизировать отношения с КНР. Палата представителей США проголосовала за поставку 66 истребителей Тайваню. Масла в огонь добавил доклад американского военного ведомства о росте китайского оборонного бюджета. Как отмечают эксперты, в действительности военные расходы Пекина далеко отстают от средств, которые тратят на военные цели США.
КНР по дипломатической линии выразила свое неудовольствие американской стороне. Поводом для демарша стал очередной доклад Пентагона Конгрессу о китайской военной мощи. Представитель МИД КНР Хун Лэй заявил, что американские военные мыслят категориями холодной войны и проповедуют «теорию военной угрозы Китая».
На самом деле «Китай развивает ограниченные военные силы, предназначенные для того, чтобы защитить государственную независимость, суверенитет и территориальную целостность».
В докладе Пентагона говорится, что Китай использует растущий военный бюджет для развития передовых ракетных технологий и средств войны в киберпространстве. Китайский кибершпионаж угрожает экономической безопасности Америки.
Тревогу у военных чинов США вызывают и создание самолета по технологии «стелс» (антирадарной), возможное начало строительства первого авианосца по китайскому дизайну, приобретение подлодок, которые предназначены для того, чтобы удержать ВМС США от вмешательства в спор из-за Тайваня.
Американцы полагают, что в прошлом году Китай израсходовал на военные цели до 180 млрд. долл. Это значительно превышает официально объявленный военный бюджет на нынешний год. Он составляет 106 млрд. долл.
В беседе с «НГ» главный научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Яков Бергер отметил: «Никто точно сказать о размерах этого бюджета не может. Доля истины в американских утверждениях есть. Если учитывать продукцию двойного назначения, то подлинные цифры, возможно, больше официальных, но меньше тех, что дают американцы».
«Но все равно военные расходы Китая не сопоставимы с американскими, – отметил эксперт. – Для Китая развязывать войну против США было бы равносильно самоубийству».
Китайская стратегия основана на том, что он ведет игру на нескольких шахматных досках – с США, Евросоюзом, соседями в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Для этого ему нужна и мягкая, и жесткая сила, отмечает Бергер. В случае конфликта он рассчитывает дать потенциальному противнику асимметричный ответ. То есть поразить его самые уязвимые места. Отсюда столь большое внимание кибервойне и космосу.
Любопытно в этой связи привести ответы отставного китайского генерала пользователям интернет-сайта газеты «Жэньминь жибао». Генерала спросили: усилятся ли позиции Китая в Южно-Китайском море благодаря вводу в строй первого китайского авианосца? Военный сказал, что авианосцу может потребоваться до двух недель, чтобы достичь района конфликта. Но есть гораздо более быстрые методы реагирования на кризис. Можно в течение минут обвалить рынки. Словом, Пекин, воздерживаясь от резких шагов, рассматривает разные формы ответа на угрозу своим интересам, заключил эксперт.
Все же в Пентагоне считают, что в военных планах Китая главное место принадлежит Тайваню. Так как Пекин не исключает применения силы для решения тайваньской проблемы, его инвестиции в оборонный комплекс рассчитаны в первую очередь на случай начала боевых действий в Тайваньском проливе.
Казалось бы, вопрос не очень актуален. Ведь и Пекин, и Вашингтон, и Тайвань, по существу, придерживаются курса на сохранение статус-кво и не хотят нагнетания напряженности. Однако республиканцы, доминирующие в палате представителей, проголосовали на днях за то, чтобы США продали Тайваню 66 истребителей F-16 в дополнение к планам модернизировать тайваньские ВВС.
Администрация президента США Барака Обамы, не желая обострять ситуацию, пока что блокировала продажу новых боевых машин, передает агентство AFP. Но законодатели-республиканцы призывают не «покидать друзей перед лицом запугивания со стороны Китая». Приводят они и еще один немаловажный аргумент: контракт на истребители создаст рабочие места в Техасе и других штатах.