Колонны с грузами для сил НАТО могут скоро снова двинуться через территорию Пакистана.
Фото Reuters
Пакистан может в скором времени возобновить транзит грузов для международного контингента в Афганистане. Косвенным подтверждением служит вчерашнее заявление президента Асифа Али Зардари о том, что он приедет на саммит НАТО в Чикаго. Однако сторонам еще предстоит договориться о плате за транзит, которая может достичь 5 тыс. долл. за контейнер.
Напомним, Исламабад закрыл свои границы для транзитных грузов в прошлом ноябре, после того как в результате авиаудара сил НАТО по пограничному посту погибли 24 пакистанских военнослужащих. Однако, по последним данным, кабинет министров Пакистана уполномочил чиновников, ведущих переговоры с представителями США, возобновить транзит, если стороны согласуют новые условия.
США не принесли извинений за инцидент и не прекратили рейды беспилотников, нередко приводящие к жертвам среди мирного населения, однако у них есть мощный рычаг – помощь, крайне необходимая пакистанским военным, которые продолжают готовиться к конфликту с Индией.
В то же время Вашингтон заинтересован в скорейшем открытии так называемого южного коридора, по которому силы коалиции будут получать до 70% грузов. Пакистан также выступает в качестве главного посредника между официальным Кабулом и движением «Талибан». От успеха этих переговоров зависят сроки вывода иностранных, в том числе американских, войск из Афганистана.
Судя по всему, главным предметом для торга стала цена возобновления перевозок. Она складывается из двух компонентов: военной помощи и непосредственно платы за транзит. Исламабад настаивает, что НАТО должна платить по 5 тыс. долл. за каждый контейнер или бензовоз, который пересекает границу. Объяснение здесь простое – тяжелые грузовики портят дорожное покрытие, а властям приходится тратить деньги еще и на охрану конвоев.
Как пишет Washington Post, подобные заявления вызвали оторопь в Пентагоне, ведь именно американские войска составляют основу контингента в Афганистане. После терактов 11 сентября США выделили Пакистану миллиарды долларов военной помощи, чтобы компенсировать его затраты на участие в войне с террором. Ранее транзит был для США и их союзников бесплатным, они платили только за услуги местных транспортных компаний. Теперь же им скорее всего придется доплачивать, что ощутимо повысит стоимость снабжения войск, а также эвакуации имущества, когда начнется вывод контингента. Речь идет о миллиардах долларов, поскольку объем перевозок в интересах международных сил ежегодно исчисляется десятками тысяч контейнеров.
Наблюдатели не исключают, что в результате возрастет привлекательность северного транспортного коридора, который проходит через территорию РФ. Москва в рамках оказания поддержки международным силам в Афганистане платы за транзит не взимает. Хотя северный коридор все равно останется более дорогим. Впрочем, он считается и более надежным. Известны случаи, когда контейнеры, следовавшие через Пакистан, приходили в пункт назначения набитыми камнями и мусором.
Другой вопрос, который предстоит урегулировать США и Пакистану, – объемы военной помощи. Она, кстати, была заморожена после закрытия транзита. Теперь Исламабад утверждает, что ему задолжали 3 млрд. долл. Американцы называют куда меньшую сумму – 1,3 млрд. долл.
Тем временем компромисс с Исламабадом еще не гарантирует НАТО беспрепятственного движения колонн снабжения. Из-за систематических ударов беспилотников ЦРУ и высокомерного поведения Вашингтона после ноябрьского инцидента антизападные настроения сильны в Пакистане как никогда. Накануне представители крупнейшей религиозной партии страны «Джамаат-э-ислами» пригрозили, что ее сторонники перекроют дороги, по которым повезут грузы для иностранных войск в Афганистане.