Пограничный контроль в аэропортах Германии может быть значительно усилен.
Фото Reuters
Многие члены Евросоюза хотят вернуть себе часть суверенитета в вопросах контроля на внешних и внутренних границах Шенгенской зоны. Вчера этот вопрос был предметом рассмотрения во внутриполитическом комитете Европарламента. Сегодня подготовкой новой Шенгенской системы информации и координацией контрмер в связи с «миграционным давлением» займутся в Люксембурге министры внутренних дел стран ЕС.
Дебаты происходят на фоне растущих в ЕС политических и общественных настроений против оседающих в его странах иностранцев и в пользу ужесточения контроля на внешних и внутренних границах государств Шенгенской зоны. В ряде стран это подогревается праворадикальными, популистскими, ксенофобскими партиями и кругами.
Но в качестве основных официальных правительственных мотивов завинчивания гаек фигурирует необходимость предупреждения проникновения террористов, а также профилактики в отношении нелегальной миграции.
Немало шума в связи с этим наделала недавняя совместная инициатива глав МВД Германии и Франции Ханса-Петера Фридриха и Клода Геана. 17 апреля они обратились к председательствующей в ЕС Дании с письмом. В нем предлагалось внести изменения, которые предоставили бы национальным правительствам «возможность вводить с ограничением на 30 дней внутренний пограничный контроль».
В Европарламенте во франко-германском демарше усмотрели скандальный момент. Во-первых, это смахивало на немецкую помощь президенту Николя Саркози в трудный момент его предвыборной кампании. Он еще в марте обещал избирателям повысить защиту границ шенгенских стран, а также штрафы за невыполнение ими контроля и высылки нелегальных мигрантов. Во-вторых, это никак не вязалось с позицией Берлина, который год назад, когда Дания ввела выборочный контроль на границе с Германией, выступил с категорическим протестом.
Тем временем в евроинстанциях идет поиск компромисса в споре о том, кто, когда и на каких основаниях станет в будущем определять введение в шенгенском пространстве пограничного контроля. Как известно, изначально в случаях крупных политических, межгосударственных или спортивных событий это разрешено странам, где они должны состояться. Но наряду с возвращением части суверенных прав в вопросах погранконтроля комиссар ЕС по внутренней политике Сесилия Мальстрём предложила записать и нелегальную миграцию в каталог оснований для перекрытия тех или иных участков «внешней кромки» Шенгена. Впрочем, расширение полномочий Брюсселя не пользуется популярностью у большинства членов ЕС.
При всех объективных требованиях безопасности и порядка, Шенген остается одним из символов «новых времен» в Европе. На этом фоне особо нетерпимы препятствия расширению свободы передвижения на нашем континенте. В частности, все большее неприятие вызывает политически затягиваемое решение о безвизовых отношениях между ЕС и Россией.
Вчера Deutsche Welle сообщила, что шесть крупных объединений немецкой экономики обратились к федеральному правительству и Бундестагу с призывом отменить визовый режим с Россией. Они заявляют, что «более чем через два десятилетия после падения Берлинской стены экономические связи в Европе по-прежнему тормозятся визовыми барьерами». А председатель Восточного комитета немецкой экономики Экхард Кордес, по-видимому, не без оснований считает, что, в то время как МИД и Министерство экономики ФРГ открыто выступают за отмену визового режима с соседними восточноевропейскими странами, политики продолжают чинить препятствия, ссылаясь на соображения безопасности.
Кстати, как раз вчера канцлер Ангела Меркель сказала газете Flensburger Tageblatt, что она против общих ограничений в шенгенском пространстве: «Принцип свободы передвижения не должен быть поколеблен ни в коем случае». Остается пожелать, чтобы она приложила наконец этот принцип и к отношениям с Россией. Благо близится новый этап российско-германского диалога.