За неделю до первого тура президентских выборов фавориты гонки – Николя Саркози и Франсуа Олланд – провели в Париже многотысячные митинги. Они попытались переубедить тех, кто намерен воздержаться от голосования, а таковых по-прежнему рекордное число – 29%. В то же время стали известны результаты опроса, свидетельствующего о том, что Саркози – самый непопулярный президент в истории Пятой республики.
На том самом месте, где чуть более 200 лет назад обезглавили Людовика XVI, в воскресенье президент Франции Николя Саркози предпринимал финальные усилия остаться во главе государства. На площадь Согласия, в самом сердце Парижа, поддержать его пришли 100 тыс. человек. Примерно такую же армию на подступах к столице, в Венсенском замке, собрал Франсуа Олланд, которому соцопросы отдают победу во втором туре. Обозреватели отмечают, что митинг правоцентристов напоминал оперативно-мобилизационный сбор в осажденной крепости, тогда как в стане социалистов царила атмосфера то ли пикника, то ли рок-концерта, как если бы победа была уже в кармане.
В своей речи Саркози просил избирателей спасти страну от наступления левых. Вместе с тем президент Франции, которого не раз обвиняли в воровстве идей как на правом, так и на левом фланге, неожиданно пообещал в случае переизбрания добиться расширения полномочий ЕЦБ, что позволит увеличить показатели экономического роста в Европе. Данный пункт значится в программе не только Олланда, но и ультралевого Жан-Люка Меланшона и неоднократно высмеивался командой Саркози как недостижимый.
В ходе нынешней кампании Саркози провел ребрендинг, сменив формат «президента богачей» на образ «народного президента». Но французы, похоже, не в восторге от лидера, который меняет кожу, как ящерица. В соответствии с традиционным итоговым опросом, деятельностью Саркози недовольны 64% населения. Ни один президент Пятой республики (с 1958 года) не имел столь низкого рейтинга личной популярности за неделю до выборов главы государства. Предыдущий рекорд был установлен в 1981 году. Тогда этот показатель составил 46% для Валери Жискар д’Эстена. Он проиграл во втором туре Франсуа Миттерану.
Что касается Олланда, то он, повторяя, как школьник, зазубренные обещания, с опаской поглядывает в сторону Меланшона, который называет его Олландреу с намеком на бывшего греческого премьер-министра Георгиоса Папандреу. Лидер Левого фронта, в глазах которого, как пишет Figaro, сверкают красные звезды, призывами к революции с ее гильотинной романтикой приводит в экстаз огромные толпы. Если верить организаторам, в субботу он собрал в Марселе 120 тыс. человек, повторив успех митинга в Париже на площади Бастилии в День Парижской коммуны. Став самой яркой фигурой этой кампании, Меланшон имеет важное расхождение с другими кандидатами: харизматичный троцкист выступает против мер жесткой экономии.
Впрочем, у всех 10 кандидатов есть общий и наиболее опасный враг. Это прогнозируемая рекордно низкая явка избирателей. Бойкотировать выборы намерены 29% имеющих право голоса – чуть больше, чем в 2002 году, когда воздержались 28,4% французов. Поэтому в ходе воскресных митингов фавориты попытались придать внутриполитическим делам Франции космическое значение. «На счету не только будущее Франции, но и выживание нашей цивилизационной модели», – объявил Саркози. «Это не просто французские выборы... Ваше решение глубоко повлияет на будущее европейской истории», – не отставал от него в дуэли красноречия Олланд. Однако переубедить абстенционистов не так-то просто: в конце марта тех, кто не жаждал опустить в урну бюллетень, было больше, но всего на 3%.