Власти Египта предпринимают отчаянные усилия, чтобы не допустить нового витка политического кризиса, к которому грозит привести отстранение ряда ключевых кандидатов от участия в предстоящих президентских выборах. Между тем пострадавшие политики уже подали апелляцию, а аналитики предупреждают о возможном противостоянии между военными и исламистами, чреватом массовыми беспорядками.
Накануне глава Высшего совета вооруженных сил (ВСВС) фельдмаршал Мухаммед Хусейн Тантауи провел экстренные консультации с руководством основных политических партий и движений. В воскресенье на встречу с Тантауи прибыли представители примерно 20 партий. Среди них были деятели влиятельной светской партии «Вафд», а также делегаты от «Братьев-мусульман» и салафитского движения «Нур».
Напомним, на минувшей неделе Центризбирком Египта отстранил от участия в президентских выборах сразу 10 из 23 кандидатов. В том числе трех главных претендентов на победу: бывшего шефа разведки Омара Сулеймана, политика-салафита Хазема Салаха Абу-Исмаила и представителя «Братьев-мусульман» Хайрата аш-Шатыра.
Победа каждого из этих политиков сулит Египту проблемы. Триумф ультраконсерватора Абу-Исмаила отпугнет иностранных инвесторов и туристов. Имя Омара Сулеймана прочно ассоциируется со старой гвардией Мубарака, репрессиями и коррупцией. Наконец, избрание президентом аш-Шатыра предвещает полное доминирование в египетской политике «Братьев-мусульман», которые и так уже имеют подавляющее большинство в парламенте.
Видимо, именно это и пытался объяснить своим собеседникам фельдмаршал Тантауи. Судя по всему, безуспешно, поскольку все три кандидата предпочли оспорить решение Центризбиркома.
Наибольшее беспокойство вызывает возможная реакция «Братьев-мусульман», которые уже несколько месяцев находятся в весьма непростых отношениях с военными и уже не раз проводили многотысячные демонстрации, чтобы показать свою силу. Представители «Братьев» заявили, что решение об отстранении аш-Шатыра было чисто политическим, а военные таким образом пытаются уничтожить достижения революции и возродить режим Мубарака. Исламисты также обвинили Центризбирком в том, что он действует по указке военных.
Впрочем, даже после устранения самых видных игроков основная борьба в ходе президентской гонки будет идти между исламистами и светскими либералами, за спиной которых предположительно стоят военные. У «Братьев» есть запасной кандидат Мухаммед аль-Мурси. Компанию ему составит исламист-либерал Абдул Монейм Абульфутух. Либералы возлагают большие надежды на бывшего генсека ЛАГ Амра Мусу. Однако решение Центризбиркома гарантирует, что страной не будет руководить харизматичный политический тяжеловес, способный бросить вызов ВСВС.
Выборы президента Египта запланированы на 23–24 мая. Между тем до сих пор не решен другой важный вопрос, касающийся будущего политического устройства Египта, – вопрос о новой Конституции страны.
По данным египетской печати, на встречах с политиками в воскресенье фельдмаршал Тантауи также обсуждал формирование новой Конституционной ассамблеи. Предыдущая была распущена по решению суда, постановившего, что в ее составе слишком много депутатов парламента.
Теперь военные предлагают сделать так, чтобы в ассамблее вообще не было парламентариев, а завершить свою работу этот орган должен до 30 июня. Именно на эту дату намечена передача власти от военных к гражданским. Впрочем, по некоторым данным, написать новую Конституцию планируется еще раньше – к 23 мая, то есть к выборам главы государства.
Инициатива военных скорее всего получит одобрение либеральных партий, но может вызвать гнев исламистов, забравших себе более половины мест в предыдущем составе Конституционной ассамблеи.